Стр. 195 - 2

Упрощенная HTML-версия

Вторая половина XIX века в истории сценического искусства так же, как и в драматургии,
отмечена карди­нальными изменениями. Новый этап в формировании актерской школы отли­чался
прежде всего тяготением к изображению правды жизни. Мелодраматическая и героически-пафосная
пре­увеличенность чувств воспринималась уже как фальшь. Драматургия Островского, исключавшая
при­менение трафаретных «театральных» приемов, в то же время предъявляла актеру требования
более серьезные, чем достижение внешнего подобия. Морально-этичес­кий аспект пьес великого
драматурга, осуждение «тем­ного царства» подразумевали проникновение в соци­альную
психологию персонажей и наиболее естественное воплощение.
Оплотом сценического реализма стал Малый (московский) театр – театр Щепкина и
Островского. Именно на его сцене в лице его актеров образы Островского получи великолепных
исполнителей. П. М. Садовский стал непревзойденным исполнителем – Дикого в «Грозе», Самсона
Силыча Болынова в «Свои люди – сочтемся» и др. Его сын М. П. Садовский считался лучшим
Хлеста­ковым. О. О. Садовская играла роли купчих и свах в пьесах Островского, Матрены («Власть
тьмы» Л. Толсто­го), графини-бабушки («Горе от ума» Грибоедова).
Среди многих замечательных актеров Малого театра одно из первых мест принадлежит Марии
Николаевне Ермоловой (1853-1928). Особенностью творческой манеры Ермоло­вой было
«вживание» в образ, потребность еще до спек­такля жить и чувствовать в этом образе. И этим путем
перевоплощения в создаваемый образ артистка достига­ла такой передачи «правды чувств», что
полностью убеж­дала в этом и зрителя. Это необычайное слияние артиста с созданным им образом
рождало глубокую веру зрителя в полную реаль­ность сценического создания и сценического
действия.
Она создала образ эмансипированной женщины, выступающей против семейного и
общественного гнета. Как трагедийная актриса она наделяла своих героинь бескомпромиссной
идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Прославилась в ролях: Марии Стюарт («Мария
Стюарт» Ф. Шиллера), Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги), Иоанны д'Арк («Орлеанская
дева» Шиллера), в драмах А. Н. Островского («Таланты и поклонники» — Негина, «Без вины
виноватые» — Кручинина).
Александрийский театр был менее восприимчив к новым веяниям. Тем не менее яркие
дарования талантливых артистов, таких, как К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, М. Г. Савина,
способствовали росту уровня казен­ной сцены. Выдающаяся актриса В.Ф.Комиссаржевская
предпочла покинуть императорский Александринский театр и создать в Петербурге свой театр,
свободный от казенщины и рутины.
Таким образом, во второй половине XIX века, проходя славный и сложный путь развития,
русский драматичес­кий театр становится важным общественным фактором, демонстрируя в лучших
своих образцах высокие этичес­кие идеалы.
АМПИР И ЗКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ XIX ВЕКА
В отличие от других видов искусства в русской архитектуре первой половины XIX века
сохраняет свои позиции классицизм, вступивший в стадию наивысшего развития – высокий
классицизм, часто именуемый русским ампиром. По­явление стиля ампир было вызвано небывалым
прежде ростом национального самосознания в начале века. Именно в архитектуре этого стиля полнее
всего выразилось имперское мироощуще­ние.
Военно-политический триумф России в европейском сопер­ничестве придал русскому ампиру
особенно сияющий, ликую­щий характер. Лучшие его образцы приходятся именно на 1812 – 1825 гг.
Новый стиль объединил все тенденции русской культуры этого времени, создал стилевое единство,
стержень гармонии в «золотом веке» русской культуры.
В основе высокого классицизма лежат принципы монументальности, простоты и логической
ясности художественного образа, которые были присущи и классицизму ХVIII столетия. Но теперь
развитие этих черт достигло кульминации. Скульпторов и зодчих все более привлекает
гражданственная героика античного мира. В то же время гражданственный пафос, выраженный в
архитектуре этого периода, имеет неизмеримо более широкую общественную основу. Здесь как раз и
получило свое наиболее яркое выражение то чувство национального достоинства, которое было
рождено в антинаполеоновских войнах, и в особенности в Отечественной войне 1812 года.