Стр. 194 - 2

Упрощенная HTML-версия

служащие государственных учреждений. Эта категория зрителей сменила в драматических театрах
«просвещенное дворянство», точнее представителей выс­ших слоев дворянского сословия, которых
не устраивало содержание драм и которые стали предпочитать балет­ные и оперные спектакли,
особенно спектакли иностран­ных трупп.
К началу второй половины XIX века на сцене рус­ских драматических театров преобладали те
же жанры театральных представлений, которые господствовали в течение первой половины века:
драма, комедия, водевиль. Круг персонажей значитель­но расширился. В пьесе теперь стало
фигурировать мно­жество лиц различного социального положения и про­фессий.
В 60-х годах приобрела популярность, особенно на сцене Александрийского театра, оперетта.
Так, в 1864 году там были поставлены оперетки Зуппе «Десять невест и ни одного жениха» и
Оффенбаха «Орфей в аду». Значительное место в репертуаре русских театров в 60-70-е годы
занимала мелодрама. Но ни мелодрама, ни оперетта не могла удовлетво­рить более взыскательную
публику. Несмотря на то, что в репертуарах русских драматических театров была пред­ставлена
классическая драматургия – комедии Грибое­дова, Гоголя, пьесы Шекспира, Шиллера, Гюго,
перио­дическая печать, выражая интересы передовой обще­ственности, требовала от драматургов
обращения к современности, к обыденной жизни, к болезненным социальным проблемам того
времени. Зрители в столице и провинции хотели видеть на сцене российскую действительность.
Актуальность тематики и идейная направленность делаются характерной чертой новой
драматургии. Репертуар стал отражать жизнь всех слоев населения России и целый ряд общественно
значимых вопросов — на сцене предстают: проблема отцов и детей, женский вопрос (общественное
и семейное положение женщин), обличе­ние взяточничества и казнокрадства чиновников и
одоб­рение честных интеллигентных тружеников, вопрос о личной свободе человека и его правах и
т. д. и т. п.
Наиболее полное и художественное претворение тема русской действительности получила в
творчестве Александра Никола­евича Островского. Начальный период творчества драматурга
развивался под непосредственным влиянием «натуральной школы». То есть он стремился не только
к воспроиз­ведению русской жизни, преимущественно через образы представителей купе­чества, но
и к показу темных ее сторон, низменных страстей, косности, невежества. Эти черты творчества
Островского проявились уже в первых его пьесах, например, «Свои люди – сочтемся» (1850).
Со временем в произведениях драматурга на смену дремучим купцам-са­модурам вроде Тита
Титовича Божкова («В чужом пиру похмелье») приходят лощеные дельцы капитализма, такие как
Паратов в «Бесприданнице», который откровенно говорил о себе: «У меня, Мокий Парменович,
ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Устами талан­тливого механика-
самоучки Кулигина в «Грозе» Остро­вский констатировал: «Жестокие нравы, сударь, в нашем
городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего кроме грубости и бедности нагольной, не
увидите».Автор обращается и к миру чинов­ничества. Здесь тоже погоня за прибылью, средством же
для приобретения достатка является взятка.
Продолжая жанр социально-психологической драмы, Островский целый ряд своих
произведений по­святил судьбам «положительных героев» – честных, ду­ховно красивых людей,
среди которых особым лиризмом отмечены женские образы. Уже в «Грозе» (1859) естественные
челове­ческие чувства, чистота и цельность Катерины приходят в столкновение с косностью,
ханжеством, лицемерием и деспотизмом Кабанихи и Дикого. События семейной дра­мы вырастают
до значения народной трагедии.
Особое место в репертуаре русских драматических: театров заняла во второй половине XIX
века историчес­кая драма. За два деся­тилетия 60-70-х годов в столичных театрах было постав­лено
более 40 новых исторических пьес, среди которых были такие, как «Борис Годунов» Пушкина.
Значительным вкладом в историческую драматур­гию явились пьесы Островского — драматическая
хро­ника «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»,
«Тушино» и «Васи­лиса Мелентьевна». Последняя, написанная в соавтор­стве с С. А. Гедеоновым,
выдержала в первый же сезон 23 представления. Из известной трилогии А. К. Толстого разрешена
была цензурой к постановке только «Смерть Иоанна Грозно­го».
Таким образом, отечественная драматургия выдвину­ла ряд социальных и моральных проблем,
которые пред­стояло воплотить русскому драматическому театру. Но­вая драматургия требовала и
новых методов воплощения. Острая характерность творчества Островского, интелли­гентность и
тонкий психологизм Тургенева нуждались в новых методах сценического искусства.