служащие государственных учреждений. Эта категория зрителей сменила в драматических театрах
«просвещенное дворянство», точнее представителей высших слоев дворянского сословия, которых
не устраивало содержание драм и которые стали предпочитать балетные и оперные спектакли,
особенно спектакли иностранных трупп.
К началу второй половины XIX века на сцене русских драматических театров преобладали те
же жанры театральных представлений, которые господствовали в течение первой половины века:
драма, комедия, водевиль. Круг персонажей значительно расширился. В пьесе теперь стало
фигурировать множество лиц различного социального положения и профессий.
В 60-х годах приобрела популярность, особенно на сцене Александрийского театра, оперетта.
Так, в 1864 году там были поставлены оперетки Зуппе «Десять невест и ни одного жениха» и
Оффенбаха «Орфей в аду». Значительное место в репертуаре русских театров в 60-70-е годы
занимала мелодрама. Но ни мелодрама, ни оперетта не могла удовлетворить более взыскательную
публику. Несмотря на то, что в репертуарах русских драматических театров была представлена
классическая драматургия – комедии Грибоедова, Гоголя, пьесы Шекспира, Шиллера, Гюго,
периодическая печать, выражая интересы передовой общественности, требовала от драматургов
обращения к современности, к обыденной жизни, к болезненным социальным проблемам того
времени. Зрители в столице и провинции хотели видеть на сцене российскую действительность.
Актуальность тематики и идейная направленность делаются характерной чертой новой
драматургии. Репертуар стал отражать жизнь всех слоев населения России и целый ряд общественно
значимых вопросов — на сцене предстают: проблема отцов и детей, женский вопрос (общественное
и семейное положение женщин), обличение взяточничества и казнокрадства чиновников и
одобрение честных интеллигентных тружеников, вопрос о личной свободе человека и его правах и
т. д. и т. п.
Наиболее полное и художественное претворение тема русской действительности получила в
творчестве Александра Николаевича Островского. Начальный период творчества драматурга
развивался под непосредственным влиянием «натуральной школы». То есть он стремился не только
к воспроизведению русской жизни, преимущественно через образы представителей купечества, но
и к показу темных ее сторон, низменных страстей, косности, невежества. Эти черты творчества
Островского проявились уже в первых его пьесах, например, «Свои люди – сочтемся» (1850).
Со временем в произведениях драматурга на смену дремучим купцам-самодурам вроде Тита
Титовича Божкова («В чужом пиру похмелье») приходят лощеные дельцы капитализма, такие как
Паратов в «Бесприданнице», который откровенно говорил о себе: «У меня, Мокий Парменович,
ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Устами талантливого механика-
самоучки Кулигина в «Грозе» Островский констатировал: «Жестокие нравы, сударь, в нашем
городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего кроме грубости и бедности нагольной, не
увидите».Автор обращается и к миру чиновничества. Здесь тоже погоня за прибылью, средством же
для приобретения достатка является взятка.
Продолжая жанр социально-психологической драмы, Островский целый ряд своих
произведений посвятил судьбам «положительных героев» – честных, духовно красивых людей,
среди которых особым лиризмом отмечены женские образы. Уже в «Грозе» (1859) естественные
человеческие чувства, чистота и цельность Катерины приходят в столкновение с косностью,
ханжеством, лицемерием и деспотизмом Кабанихи и Дикого. События семейной драмы вырастают
до значения народной трагедии.
Особое место в репертуаре русских драматических: театров заняла во второй половине XIX
века историческая драма. За два десятилетия 60-70-х годов в столичных театрах было поставлено
более 40 новых исторических пьес, среди которых были такие, как «Борис Годунов» Пушкина.
Значительным вкладом в историческую драматургию явились пьесы Островского — драматическая
хроника «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»,
«Тушино» и «Василиса Мелентьевна». Последняя, написанная в соавторстве с С. А. Гедеоновым,
выдержала в первый же сезон 23 представления. Из известной трилогии А. К. Толстого разрешена
была цензурой к постановке только «Смерть Иоанна Грозного».
Таким образом, отечественная драматургия выдвинула ряд социальных и моральных проблем,
которые предстояло воплотить русскому драматическому театру. Новая драматургия требовала и
новых методов воплощения. Острая характерность творчества Островского, интеллигентность и
тонкий психологизм Тургенева нуждались в новых методах сценического искусства.