К концу 50-х — началу 60-х годов драматический театр вызывал живой интерес русского
общества, оценивавшего его как один из важнейших духовных центров страны. В духе
распространенных вольнолюбивых настроений театр виделся как некая «трибуна в защиту
человека». Предполагалось, что драматическое искусство не только изобразит, но и объяснит
современную действительность: осветит все «проклятые вопросы». Кроме того, театр призван был
распространять художественные эстетические понятия и передовые идеи. Особенно значительна эта
просветительная функция театра по отношению к средним и низшим слоям русского народа, среди
которых большее количество малограмотных и вовсе неграмотных людей.
Произошли не только качественные, но и количественные изменения: число театров
значительно увеличилось. Были построены новые театральны здания в Нижнем Новгороде,
Архангельске, Киеве, Николаеве, Тамбове, Уральске, Уфе, Рязани, Орле, Костроме, Ростове-на-Дону,
Смоленске, Саратове, Сумах, Калуге, Таганроге и Новочеркасске. Более 50 губернских и областных
центров постоянно посещали профессиональные театральные труппы. Во многих губернских
городах существовали постоянные театры с сильным актерским коллективом, например, в
Харькове, Казани, Киеве, Одессе, Воронеже, Нижнем Новгороде, Астрахани, Саратове,
Новочеркасске, Вильно и Тифлисе. Таким образом, театр входил в быт не только столичных, но и
провинциальных городов.
В середине XIX века согласно театральной монополии в столичных городах существовала
только казенная сцена: в Москве – Большой и Малый театры, в Петербурге – Большой (впоследствии
сгоревший), I Александрийский, Михайловский и с 1860 года Мариинский. Но 1870 году в
Петербурге действовали три частных Театра – театр Берга, Театр-буфф и «Заведение
искусственных минеральных вод. В Москве в 70-х годах возникли Театр-буфф и увеселительный
сад «Эрмитаж». Стали распространяться и клубные сцены, более свободные в смысле репертуара.
Всё же в целом продолжало существовать ненормальное положение, по которому в столицах
функционировали только казенные, а в провинции только частные театры. И если казенные театры
страдали от бюрократической системы управления, а нередко и от прямого вмешательства членов
императорской фамилии или высокопоставленных чиновников в творческий процесс, то
провинциальные театры – от невежественных антрепренеров, тяжелых материальных и бытовых
условий, обилия сезонных постановок. И те и другие – от драматической цензуры. Цензура,
оберегая престиж духовенства, чиновников и офицеров, не пропускала пьесы, где представители
этих сословий появлялись в «неподобающем виде».
Главная роль в спектакле отводилась актерам. Деятельность режиссера сводилась зачастую к
указанию мизансцен. Постановочная часть не отвечала сколько-нибудь значительным требованиям.
В таком первоклассном театре, как Александрийский, применялась система стандартных декораций
– средневекового замка, обычной комнаты, зимнего пейзажа и т. п.Суворин замечал по этому
поводу, что «на Александрийской сцене... не умеют расставить мебель, ни сообразить, что богатый
обставляет свою жизнь богато, а бедный – бедно». Костюмы так же редко соответствовали
изображаемому времени. Так, в Малом московском театре персонажи «Горя от ума» выступали в
костюмах по моде 60-70-х годов XIX века.
По мере развития театрального дела возрастало и количество работников сцены: актеров,
костюмеров, бутафоров, подсобных рабочих и т. п. Постепенно менялся и социальный состав
актерской среды – наряду с выходцами из мещанского сословия появляется значительное количество
дворян, для которых театр стал жизненным призванием. Артистами становились гимназисты,
студенты, чиновники, оставившие государственную службу, вышедшие в отставку офицеры. В
связи с этим общественное положение артистов во второй половине XIX века значительно
изменилось по сравнению с предыдущим периодом. Прежде всего, исчезло из обихода унизительное
название «комедиант» – артисты были признаны равноправными членами общества. Корифеи
столичных театров, пользовавшиеся заслуженным признанием и получавшие значительное
жалование, занимали видное место в культурной и общественной жизни страны. Заметно повысился
и культурный уровень артистов, уже не редкостью на сцене становились люди с высшим
образованием, особенно среди артистической молодежи 80-90-х годов. В то же время многие актеры
оставались малокультурными, лишенными интеллектуальных интересов людьми.
Во второй половине XIX века основной и наиболее активной частью посетителей театров
являлась в основном разночинная интеллигенция, которую составляли профессора и студенты
высших учебных заведений, юристы, врачи, журналисты, писатели, ученики старших классов,