Стр. 193 - 2

Упрощенная HTML-версия

К концу 50-х — началу 60-х годов драматический театр вызывал живой интерес русского
общества, оценивавше­го его как один из важнейших духовных центров страны. В духе
распространенных вольнолюбивых настроений те­атр виделся как некая «трибуна в защиту
человека». Предполагалось, что драматическое искусство не только изобразит, но и объяснит
современную действительность: осветит все «проклятые вопросы». Кроме того, театр призван был
распространять художественные эстетичес­кие понятия и передовые идеи. Особенно значительна эта
просветительная функция театра по отношению к сред­ним и низшим слоям русского народа, среди
которых большее количество малограмотных и вовсе неграмот­ных людей.
Произошли не только качественные, но и количественные изменения: число театров
значительно увеличилось. Были построены новые театральны здания в Нижнем Новгороде,
Архангельске, Киеве, Николаеве, Тамбове, Уральске, Уфе, Рязани, Орле, Костроме, Ростове-на-Дону,
Смоленске, Саратове, Сумах, Калуге, Таганроге и Новочеркасске. Более 50 губернских и областных
центров постоянно посещали профессиональные театральные труппы. Во многих губернских
городах существовали посто­янные театры с сильным актерским коллективом, например, в
Харь­кове, Казани, Киеве, Одессе, Воронеже, Нижнем Новго­роде, Астрахани, Саратове,
Новочеркасске, Вильно и Тифлисе. Таким образом, театр входил в быт не только столичных, но и
про­винциальных городов.
В середине XIX века согласно театральной монопо­лии в столичных городах существовала
только казенная сцена: в Москве – Большой и Малый театры, в Петербурге – Большой (впоследствии
сгоревший), I Александрийский, Михайловский и с 1860 года Мариинский. Но 1870 году в
Пе­тербурге действовали три частных Театра – театр Берга, Театр-буфф и «Заведение
искусст­венных минеральных вод. В Москве в 70-х годах возникли Театр-буфф и увеселительный
сад «Эрмитаж». Стали распространяться и клуб­ные сцены, более свободные в смысле репертуара.
Всё же в целом продолжало существовать ненормаль­ное положение, по которому в столицах
функционирова­ли только казенные, а в провинции только частные театры. И если казенные театры
страдали от бюрократи­ческой системы управления, а нередко и от прямого вмешательства членов
императорской фамилии или вы­сокопоставленных чиновников в творческий процесс, то
провинциальные театры – от невежественных антрепре­неров, тяжелых материальных и бытовых
условий, оби­лия сезонных постановок. И те и другие – от драмати­ческой цензуры. Цензура,
оберегая престиж духовенства, чиновников и офицеров, не пропускала пьесы, где представители
этих сословий появлялись в «неподобающем виде».
Главная роль в спектакле отводилась актерам. Деятель­ность режиссера сводилась зачастую к
указанию мизансцен. Постановочная часть не отвечала сколько-нибудь значительным требованиям.
В таком первоклассном те­атре, как Александрийский, применялась система стан­дартных декораций
– средневекового замка, обыч­ной комнаты, зимнего пейзажа и т. п.Суво­рин замечал по этому
поводу, что «на Александрийской сцене... не умеют расставить мебель, ни сообразить, что богатый
обставляет свою жизнь богато, а бедный – бед­но». Костюмы так же редко соответствовали
изображае­мому времени. Так, в Малом московском театре персона­жи «Горя от ума» выступали в
костюмах по моде 60-70-х годов XIX века.
По мере развития театрального дела возрастало и количество работников сцены: актеров,
костюмеров, бу­тафоров, подсобных рабочих и т. п. Постепенно менялся и социальный состав
актерской среды – наряду с выходцами из мещанского сословия появляется значительное количество
дворян, для кото­рых театр стал жизненным призванием. Артистами ста­новились гимназисты,
студенты, чиновники, оставившие государственную службу, вышедшие в отставку офице­ры. В
связи с этим общественное положение артистов во второй половине XIX века значительно
изменилось по сравнению с предыдущим периодом. Прежде всего, ис­чезло из обихода унизительное
название «комедиант» – артисты были признаны равноправными членами обще­ства. Корифеи
столичных театров, пользовавшиеся заслу­женным признанием и получавшие значительное
жалова­ние, занимали видное место в культурной и общественной жизни страны. Заметно повысился
и культурный уровень артистов, уже не редкостью на сцене становились люди с высшим
образованием, особенно среди артистической мо­лодежи 80-90-х годов. В то же время многие актеры
оставались малокуль­турными, лишенными интеллектуальных интересов людь­ми.
Во второй половине XIX века основной и наиболее активной частью посетителей театров
являлась в основном разночинная интеллигенция, которую составляли профессора и студенты
высших учебных заведений, юристы, врачи, журналисты, писатели, ученики старших классов,