В романтической драме сохранились нравоучительность и резонерство, присущее
предшествующим драматургическим формам, длительные монологи, поясняющие внутренние
переживания героя или его отношение к другим действующим лицам, примитивность
психологической характеристики персонажей. Тем не менее жанр романтической драмы, главным
образом, вследствие изображения его возвышенных чувств и прекрасных порывов и
занимательности сюжета, оказался довольно долговечным и сохранился с некоторыми изменениями
и во второй половине XIX века.
Подобно тому, как романтическая драма восприняла некоторые черты классицистических и
сентименталистских пьес, так и сценическое искусство актеров романтической школы сохранило
следы классицистического художественного метода. Подобная преемственность была тем более
естественной, что переход от классицизма к романтизму происходил в течение сценической
деятельности одного поколения русских актеров, которые постепенно переходили от
классицистических к воплощению персонажей романтических драм. Так, унаследованными от
классицизма чертами были театральность актерского мастерства, выразившаяся в патетичности речи,
искусственная изящная пластика, умение превосходно носить исторические костюмы.
Вместе с тем, наряду с внешней театральностью романтическая школа допускала реализм в
передаче внутреннего мира и облике действующих лиц. Однако реализм этот носил своеобразный и
несколько условный характер. На реальные жизненные черты изображаемого персонажа артист
романтической школы словно набрасывал некий поэтический покров, который придавал обычному
явлению или действию возвышенный характер, делал «интересным горе и облагораживал радость».
Одним из наиболее типичных представителей сценического романтизма на русской сцене был
Василий Андреевич Каратыгин. Если Каратыгин считался премьером столичной сцены, то на сцене
московского драматического театра этих лет царил Павел Степанович Мочалов (1800-48). Один из
выдающихся актеров первой половины XIX века, он начал свою сценическую деятельность как актер
классической трагедии. Однако в связи с увлечением мелодрамой и романтической драмой
дарование его совершенствуется в этой области, и популярность он приобрел как романтический
актер. В своем творчестве он стремился к созданию образа героической личности. В исполнении
Мочалова герои пьес Кукольника или Полевого приобретали одухотворенность подлинных
человеческих переживаний, олицетворяли высокие идеалы чести, справедливости, доброты.
Произведения реалистической драматургии, все чаще появляющиеся в репертуаре русских
театров, настоятельно требовали коренного изменения актерского мастерства. Основоположником
русского сценического реализма стал Михаил Семенович Щепкин (1788-1863). Сын крепостного, с
юношеских лет выступавший на сценах крепостных театров, он, будучи уже зрелым человеком и
известным актером, был выкуплен из крепостной неволи. Большое влияние на него оказал переезд в
Москву и поступление в Малый театр. Тяжелые впечатления крепостного детства и юности, живой
пытливый ум артиста способствовали формированию его демократического мировоззрения.
В течение многих лет он создавал и совершенствовал свой метод. Господствовавшей тогда
театрализации чувств, слов и движений Щепкин противопоставил на сцене натуральность,
жизненное правдоподобие создаваемого образа. По отзыву Герцена, он создал правду на русской
сцене, он первый стал не театрален на театре, его воспроизведения были без малейшей фразы, без
аффектации, без шаржа. Осмысливая свой опыт, Щепкин советовал актеру, чтобы достичь
правдоподобия, сделаться тем человеком, в образе которого нужно выйти на сцену, а не
подделываться под него. «Быть, а не казаться» – таков должен быть основной закон реалистического
театра.
Таким образом, Щепкин призывал актеров отказываться от традиционных штампов в
«представлении» на сцене того или иного персонажа и воссоздавать реальные человеческие
характеры. Помимо проникновения в психологию героя актер, как считал Щепкин, должен
изображать его представителем своей эпохи и своего класса. Обязательность исторического и
социального анализа роли, по мнению Щепкина, составляла одно из непременных качеств
реалистического метода сценического искусства и определяла не только структуру самой роли, но и
отношения героя с другими действующими лицами. И, наконец, еще один фактор в работе над ролью
считал Щепкин очень важным. Определив правильные соотношения между персонажами пьесы,
актеры не должны «переходить границ общей идеи», то есть в погоне за эффектными положениями
не «выпячивать» одну роль в ущерб другим, нарушая авторский замысел.