Стр. 192 - 2

Упрощенная HTML-версия

В романтической драме сохранились нравоучи­тельность и резонерство, присущее
предшествующим дра­матургическим формам, длительные монологи, поясняю­щие внутренние
переживания героя или его отношение к другим действующим лицам, примитивность
психологи­ческой характеристики персонажей. Тем не менее жанр романтической драмы, главным
образом, вследствие изоб­ражения его возвышенных чувств и прекрасных порывов и
занимательности сюжета, оказался довольно долговеч­ным и сохранился с некоторыми изменениями
и во второй половине XIX века.
Подобно тому, как романтическая драма восприняла некоторые черты классицистических и
сентименталистских пьес, так и сценическое искусство актеров романти­ческой школы сохранило
следы классицистического ху­дожественного метода. Подобная преемственность была тем более
естественной, что переход от классицизма к романтизму происходил в течение сценической
деятель­ности одного поколения русских актеров, которые посте­пенно переходили от
классицистических к воплощению персонажей романтических драм. Так, унаследованными от
классицизма чертами были театральность актерского мастерства, выразившаяся в патетичности речи,
искус­ственная изящная пластика, умение превосходно но­сить исторические костюмы.
Вместе с тем, наряду с внешней театральностью романтическая школа допус­кала реализм в
передаче внутреннего мира и облике действующих лиц. Однако реализм этот носил своеоб­разный и
несколько условный характер. На реальные жизненные черты изображаемого персонажа артист
ро­мантической школы словно набрасывал некий поэтичес­кий покров, который придавал обычному
явлению или действию возвышенный характер, делал «интересным горе и облагораживал радость».
Одним из наиболее типичных представителей сцени­ческого романтизма на русской сцене был
Василий Андре­евич Каратыгин. Если Каратыгин считался премьером столичной сце­ны, то на сцене
московского драматического театра этих лет царил Павел Степанович Мочалов (1800-48). Один из
выдающихся актеров первой половины XIX века, он начал свою сценическую деятельность как актер
классической трагедии. Однако в связи с увлечением мелодрамой и романтической драмой
дарование его совершенствуется в этой области, и попу­лярность он приобрел как романтический
актер. В своем творчестве он стремился к созданию образа героической личности. В исполнении
Мочалова герои пьес Кукольника или Полевого приобретали одухотворен­ность подлинных
человеческих переживаний, олицетво­ряли высокие идеалы чести, справедливости, доброты.
Произведения реалистической драматургии, все чаще появляющиеся в репертуаре русских
театров, настоя­тельно требовали коренного изменения актерского мас­терства. Основоположником
русского сценического реализма стал Михаил Семенович Щепкин (1788-1863). Сын крепостного, с
юношеских лет выступавший на сценах крепостных театров, он, будучи уже зрелым человеком и
известным актером, был вы­куплен из крепостной неволи. Большое влияние на него оказал переезд в
Москву и поступление в Малый театр. Тяжелые впечатления крепостного детства и юности, живой
пытливый ум артиста способствовали формирова­нию его демократического мировоззрения.
В течение многих лет он создавал и совершенствовал свой метод. Господствовавшей тогда
театрализации чувств, слов и движений Щепкин противопоставил на сцене нату­ральность,
жизненное правдоподобие создаваемого обра­за. По отзыву Герцена, он создал правду на русской
сцене, он первый стал не театрален на театре, его вос­произведения были без малейшей фразы, без
аффекта­ции, без шаржа. Осмысливая свой опыт, Щепкин советовал актеру, чтобы достичь
правдоподобия, сделаться тем человеком, в образе которого нужно выйти на сцену, а не
подделываться под него. «Быть, а не казаться» – таков должен быть основной закон реалистического
театра.
Таким образом, Щепкин призывал актеров отказываться от традиционных штампов в
«представле­нии» на сцене того или иного персонажа и воссоздавать реальные человеческие
характеры. Помимо проникновения в психологию героя актер, как считал Щепкин, должен
изображать его представителем своей эпохи и своего класса. Обязательность историческо­го и
социального анализа роли, по мнению Щепкина, составляла одно из непременных качеств
реалистического метода сценического искусства и определяла не только структуру самой роли, но и
отношения героя с другими действующими лицами. И, наконец, еще один фактор в работе над ролью
считал Щепкин очень важным. Определив правильные соотношения между персонажами пьесы,
актеры не дол­жны «переходить границ общей идеи», то есть в погоне за эффектными положениями
не «выпячивать» одну роль в ущерб другим, нарушая авторский замысел.