Стр. 191 - 2

Упрощенная HTML-версия

Но, подобно классицистической трагедии, сен­тиментальная драма сохраняла нравоучительный,
мора­лизирующий характер. В заключительном акте пьесы порок, как правило, подвергался
наказанию, доброде­тель торжествовала.
В актерском искусстве сентиментализм выражался в усиленной чувствительности, однако при
сохранении мно­гих прежних правил сценического поведения. Напри­мер, так же, как и в
классицистической трагедии, в сентиментальной драме (а позднее в драме романтичес­кой) грим,
интонации, мимика героя положительного резко отличались от отрицательного героя. Главным для
актера в сентиментальной драме было выразить сочувствие, жалость, умиление по отно­шению к
положительным, добродетельным персонажам. Особенно трогательно разыгрывались сцены
раскаяния, прощания и т. п. Так, большую популярность в Петер­бурге в 1800-х годах приобретает
актриса А. Д. Караты­гина.
Так же как и в литературе, век сентиментализма в русском театре был непродолжителен.
Однако отдельные черты этого художественного направления сохранялись довольно долго и в
драматургии, и в сценическом искус­стве. Сентиментализм подготовил распространение дру­гого
художественного направления – романтизма, оста­вившего более значительный след в русском
искусстве. Романтизм как художественное течение в русском театральном искусстве
распространяется преимуществен­но со второго десятилетия XIX века.
В социальном и художественном плане театральный романтизм имел некоторую общность с
сентиментализ­мом. Как и сентименталистская, романтическая драма, в противовес рационализму
классической трагедии, рас­крывала патетику переживаний изображаемых лиц. Од­нако, утверждая
значительность человеческой личнос­ти с ее индивидуальным внутренним миром, романтизм в то же
время отдавал предпочтение изображению ис­ключительных характеров в исключительных
обстоя­тельствах. Романтическим драмам, как и романам, по­вестям, была присуща фантастичность
сюжета или введение в него ряда таинственных обстоятельств: появ­ление привидений, призраков,
всякого рода предзнаме­нований и т п. Вместе с тем романтическая драма была скомпонована более
динамично, чем классическая тра­гедия и сентименталистская драма, в которых сюжет
разворачивался в основном описательно, в монологах действующих лиц. В романтической же драме
именно поступки героев предопределяли развязку фабулы, при этом происходило взаимодействие их
с общественной средой, с народом.
В рамках романтической драматургии можно выделить так называемое «декабристское
направление» К данному направлению относилось творчество А. С. Грибоедова .Именно по­этому
«Полярная звезда» так восторженно приветствова­ла появление комедии «Горе от ума».
Талантливым драматургом декабристского направления был и П. А. Катенин, участник тайных
обществ, драма­тург, переводчик, тонкий знаток и любитель театра, воспитатель ряда выдающихся
русских актеров. Его трагедии «Ариадна» и особенно «Андромаха» были исполнены
вольнолюбивого и гражданского духа.
Пьесы князя Александра Александровича Шаховского (1777-1846) способствовали
формированию русской национальной комедии. Кроме того, Шаховской являлся членом Российской
академии (1810) и почетным членом Петербургской АН (1841). В его пьесе «Крестья­не, или Встреча
незваных» французский отряд вторгает­ся в деревню. Русские крестьяне во главе со старостой,
который «служит Богу, царю-государю» разбивают неприятеля. Вскоре, как объяв­ляет руководитель
крестьянского войска староста, «су­постатов как не бывало, все прибраны, одни на тот свет, другие –
в полон, ныне в огне греются, другие в пруду купаются, а кой-какие по улицам валяются». Вдруг
приезжает помещик, граф-ополченец. Крестьянин Васи­лий бросился его обнимать, но смутившись,
отступил. На что граф ему говорит: «Обними меня; детям не стыдно обнимать отца!». В результате,
граф устраи­вает счастье Василия и дочери старосты – Вари и уезжает в погоню за неприятелем.
Николай Алексеевич Полевой (1796-1846) один из первых в России идеологов буржуазного
прогресса, осуждал дворянскую аристократию за отсутствие национального чувства. В основе
романтических романов и повестей («Живописец», «Блаженство безумия» – обе 1833) – конфликт
«мечты» и «существенности».
Нестор Васильевич Кукольник (1809-68) – автор исторических повестей и рассказов «Сержант
Иван Иванович Иванов...» (1841), романтической «фантазия» в стихах «Торквато Тассо» (1833),
исторической драмы «Рука всевышнего отечество спасла» (1834) и др. На стихи Кукольника
«Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и др. М. И. Глинка написал музыку.