Но, подобно классицистической трагедии, сентиментальная драма сохраняла нравоучительный,
морализирующий характер. В заключительном акте пьесы порок, как правило, подвергался
наказанию, добродетель торжествовала.
В актерском искусстве сентиментализм выражался в усиленной чувствительности, однако при
сохранении многих прежних правил сценического поведения. Например, так же, как и в
классицистической трагедии, в сентиментальной драме (а позднее в драме романтической) грим,
интонации, мимика героя положительного резко отличались от отрицательного героя. Главным для
актера в сентиментальной драме было выразить сочувствие, жалость, умиление по отношению к
положительным, добродетельным персонажам. Особенно трогательно разыгрывались сцены
раскаяния, прощания и т. п. Так, большую популярность в Петербурге в 1800-х годах приобретает
актриса А. Д. Каратыгина.
Так же как и в литературе, век сентиментализма в русском театре был непродолжителен.
Однако отдельные черты этого художественного направления сохранялись довольно долго и в
драматургии, и в сценическом искусстве. Сентиментализм подготовил распространение другого
художественного направления – романтизма, оставившего более значительный след в русском
искусстве. Романтизм как художественное течение в русском театральном искусстве
распространяется преимущественно со второго десятилетия XIX века.
В социальном и художественном плане театральный романтизм имел некоторую общность с
сентиментализмом. Как и сентименталистская, романтическая драма, в противовес рационализму
классической трагедии, раскрывала патетику переживаний изображаемых лиц. Однако, утверждая
значительность человеческой личности с ее индивидуальным внутренним миром, романтизм в то же
время отдавал предпочтение изображению исключительных характеров в исключительных
обстоятельствах. Романтическим драмам, как и романам, повестям, была присуща фантастичность
сюжета или введение в него ряда таинственных обстоятельств: появление привидений, призраков,
всякого рода предзнаменований и т п. Вместе с тем романтическая драма была скомпонована более
динамично, чем классическая трагедия и сентименталистская драма, в которых сюжет
разворачивался в основном описательно, в монологах действующих лиц. В романтической же драме
именно поступки героев предопределяли развязку фабулы, при этом происходило взаимодействие их
с общественной средой, с народом.
В рамках романтической драматургии можно выделить так называемое «декабристское
направление» К данному направлению относилось творчество А. С. Грибоедова .Именно поэтому
«Полярная звезда» так восторженно приветствовала появление комедии «Горе от ума».
Талантливым драматургом декабристского направления был и П. А. Катенин, участник тайных
обществ, драматург, переводчик, тонкий знаток и любитель театра, воспитатель ряда выдающихся
русских актеров. Его трагедии «Ариадна» и особенно «Андромаха» были исполнены
вольнолюбивого и гражданского духа.
Пьесы князя Александра Александровича Шаховского (1777-1846) способствовали
формированию русской национальной комедии. Кроме того, Шаховской являлся членом Российской
академии (1810) и почетным членом Петербургской АН (1841). В его пьесе «Крестьяне, или Встреча
незваных» французский отряд вторгается в деревню. Русские крестьяне во главе со старостой,
который «служит Богу, царю-государю» разбивают неприятеля. Вскоре, как объявляет руководитель
крестьянского войска староста, «супостатов как не бывало, все прибраны, одни на тот свет, другие –
в полон, ныне в огне греются, другие в пруду купаются, а кой-какие по улицам валяются». Вдруг
приезжает помещик, граф-ополченец. Крестьянин Василий бросился его обнимать, но смутившись,
отступил. На что граф ему говорит: «Обними меня; детям не стыдно обнимать отца!». В результате,
граф устраивает счастье Василия и дочери старосты – Вари и уезжает в погоню за неприятелем.
Николай Алексеевич Полевой (1796-1846) один из первых в России идеологов буржуазного
прогресса, осуждал дворянскую аристократию за отсутствие национального чувства. В основе
романтических романов и повестей («Живописец», «Блаженство безумия» – обе 1833) – конфликт
«мечты» и «существенности».
Нестор Васильевич Кукольник (1809-68) – автор исторических повестей и рассказов «Сержант
Иван Иванович Иванов...» (1841), романтической «фантазия» в стихах «Торквато Тассо» (1833),
исторической драмы «Рука всевышнего отечество спасла» (1834) и др. На стихи Кукольника
«Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и др. М. И. Глинка написал музыку.