Стр. 190 - 2

Упрощенная HTML-версия

Каноны классицистической трагедии получили раз­витие в творчестве многих русских актеров
провинци­альных и столичных театров и оказались жизнеспособ­ными на длительное время.
Блистательно утвержденные в конце XVIII века актером Дмитриевским, они не утра­тили своей
значимости до 30-х годов, когда увлекали зрителей в искусстве Василия Андреивича Каратыгина.
Вместе с тем каноны классической трагедии породили особую манеру актерского мастерства.
Условность содержания и струк­туры классицистической трагедии порождала и услов­ность
исполнительской манеры. Облаченный в античную тогу и котурны трагический актер должен был и
соответ­ствующе вести себя на сцене, выступать особой поход­кой: «с приподнятой осанкой», с
«несколько возбужден­ными движениями груди и всего тела». Голос должен быть особенно
звучным, полным, сильным, каждое слово должно произноситься «величественно и изящно».
Кро­ме того, поскольку действующие лица трагедии явля­лись олицетворением определенных
качеств человечес­кой натуры (нежность, коварство, простодушие и т. п.), то задачей артиста
становилась предельно ясная их пере­дача, чтобы у зрителя не возникало сомнения в том, кто перед
ним – страдающая добродетель или вероломное коварство. Естественно, что подобные стремления
вопло­щались целым рядом довольно примитивных приемов.
В сценических руководствах конца XVIII века мы нахо­дим подробные указания о том, как
следует выражать дикцией или пластикой те или иные чувства. Так в гневе должен был звучать «глас
острый, жестокий, часто усе­каемый», то есть прерывистый; в печали – «глас пла­чевный, но не
грубый, не громкий, медленный и ослаб­ляющий»; в страхе слова нужно было произносить тихо,
низким голосом и словно заикаясь; в веселом настрое­нии – произносить «пространно», весело, в
меру гром­ко, прерывая речь восклицаниями. При этом жесты должны соответствовать интонации,
подчеркивать ее. В гневе или ревности движения должны быть «обильны» ми и острыми», брови –
насупленными, все тело – выпрямленным и напряженным.
Этим отличалось и творчество крупнейшей актрисы классицистического репертуара Екатерины
Семеновой «Говоря о русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только о ней», —
писал Пушкин в 1820 году. Однако классици­стическая манера игры для начала XIX века являлась
уже устаревшей, мало понятной не только зрителям, но и самим актерам.
В теат­ральном действии зритель начала XIX века наряду с веселой занимательностью искал
«подобия жизни», при­чем современной жизни с ее современными проблемами и конфликтами, у
героев – подобие обыкновенных чело­веческих чувств и переживаний.
Поэтому уже в первом десятилетии XIX века сенти­ментализм с его преимущественным
вниманием к внут­реннему миру человека, с его демократическими устрем­лениями закономерно
приобретает популярность и в литературе, и в театре.
Так, Н. И. Ильин в пьесе «Великодушие, или Рек­рутский набор» обращается, подобно
Карамзину в «Бед­ной Лизе», к изображению крестьянской жизни. В осно­ву сюжета драматургом
положен случай незаконной сдачи в рекруты крепостного, которого местные власти хотели удалить
из-за личных мотивов. Действие происходит не в помещичьей, а в государственной деревне, и автор,
таким образом, критикует крепостное право не как про­извол отдельного тирана, а как
общегосударственное явление. В пьесе угнетателям противопоставлен кресть­янский мир,
сохранивший первоначальную чистоту че­ловеческих отношений. Образы крестьян отличаются
чувством справедливости, человеческого достоинства, доброты, самоотверженности.
В струе сентиментализма развивалось творчество и другого драматурга начала XIX века – В. М.
Федоро­ва. Федоров был необыкновенно плодовитым драматургом, в короткий срок им был написан
ряд пьес «Любовь и добродетель», «Лиза, или Следствие гордости и обольщения », « Клевета и
невинность », « Рус­ский солдат, или Как хорошо быть добрым граждани­ном» и др., исполненных
самых верноподданнических чувств, квасного патриотизма и восхваления крепостно­го права.
Таким образом, сентименталистская драма в русской драматургии получила двойственное
развитие.Тенденции сентиментализма способствовали уси­лению в искусстве идей народности,
социального гума­низма, интереса к внутреннему миру человека. В этом отношении сентиментализм
подготовил формирование революционно-романтической эстетики декабристов. С другой стороны,
произведения, подобные драмам Федорова, положили начало псевдонародной монархи­ческой
драмы.
В построении драматических произведений писатели-сентименталисты отказались от
эстетических канонов классицизма. Действие пьесы, не ограниченное условно­стями (единством
времени, места и действия), развива­лось свободно в соответствии с ведущим конфликтом сюжета.