Стр. 189 - 2

Упрощенная HTML-версия

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В XIX ВЕКЕ
Еще одним прямым следствием развития словесности в XIX веке можно считать возрастание
роли драматического театра в жизни общества.Постепенно увлечение театром захватывает все боле
широкие слои дворянства. Крепостные театры многих вельмож, по отзывам современ­ников,
достигли высокого художественного уровня. Зрителей восхищало богатство постановок, изящество и
музыкаль­ность исполнения, удивляло сценическое мастерство кре­постных актеров.
Но по мере роста популярно­сти сценического искусства крепостной театр из «домаш­ней»
затеи превращается в коммерческое предприятие и становится театром публичным. Так, первое
десятилетие XIX века отмечено появлением значительного числа кре­постных публичных театров.
Наибольшее количество находилось в Москве и Петер­бурге: из 103 городских крепостных
театров 53 действова­ли в Москве, 27 – в Петербурге и 23 – в остальных городах Европейской
России. Вместе с тем, значитель­ным было распространение театральных заведений на периферии: в
Московской губернии было 63 театра, в Петербургской – 30, в Пензенской, Курской, Орловс­кой,
Нижегородской – 5-7, Владимирской, Воронежс­кой, Смоленской, Полтавской – 2-4 и, наконец, в
Воло­годской, Волынской, Псковской, Симбирской – по 1 театру на губернию. Всего около 170
театров в стране.
К началу 40-х годов они практически прекращают свое существова­ние, уступая место частным
труппам, состоящим из вольнонаемных актеров, и государственным театраль­ным коллективам.
Однако наследие крепостного театра имело немало­важное значение. Крепостной театр послужил
началь­ным этапом в развитии русского сценического искусства, он приобщил просвещенные круги
русского общества к театральным зрелищам, воспитал целое поколение акте­ров для
государственной и частной сцены. В первые десятилетия русский вольный театр пополнял свой
со­став главным образом за счет крепостных актеров. На­пример, в труппе Московского театра
находилось немало актеров, оставшихся в крепостной зависимости и отдан­ных «напрокат» своими
владельцами.
Первые десятилетия XIX века наблюдается дальнейшее развитие русского театра: по-прежнему
возрастает популяр­ность театрального искусства, на смену театру крепост­ному приходит «вольный
театр» – государственный и частный.
В начале XIX века в Петербурге их было несколько: это дворцовый театр в Эрмитаже, Большой
театр – огромное четырехъярусное здание, помещавше­еся между Мойкой и Екатерининским
каналом, и Малый театр, построенный в 1801 году архитектором Бренна у Аничкова моста. Наряду с
русскими оперной, балетной, драматической труппами там выступали иностранные – французская и
итальянская.
В 1832 году по проекту известного архитектора К. И. Росси был построен прекрасный
драматический театр, оборудованный по последнему слову театральной техники и получивший
название в честь жены Николая I — Александры Федоровны — Александрийский.
Новыми театрами украсилась Москва. Здесь в 1806 году был открыт Малый театр, ставший по
преимуществу драматическим, А в 1825 году закончено было строи­тельство Большого театра.
Классицизм являлся основным направлением рус­ского театра во второй половине XVIII века.
Однако уже в середине первого десятилетия XIX века интерес к классицистической трагедии снова
пробужда­ется, чему в значительной мере способствует творчество молодого способного драматурга
Вячеслава Озерова.
При
сохранении
некоторых
традици­онных
элементов
(соблюдение
единства,
противопостав­ления добра – злу, чувства – долгу, приподнятого стихосложения и проч.) трагедии
Озерова, по существу, знаменовали уже отход от классических форм.
Например, в трагедии «Эдип в Афи­нах» в противовес античной трактовке автор изображает
героя пьесы жертвою не рока, а общественной несправед­ливости. Еще одна особенность
произведений Озеро­ва привлекала публику – умение автора на основе исто­рического материала
затрагивать современные социальные или политические вопросы. Так в период разгора­ющейся
борьбы России с наполеоновской Францией дра­матург обращается к сюжетам национальной
истории, к героико-патриотической теме. Так, в 1807 году им была написана трагедия «Дмитрий
Донской», имевшая неви­данный успех. Пьесами Озерова по существу завершался период
клас­сической трагедии в русской драматургии.