Стр. 188 - 2

Упрощенная HTML-версия

тлетворное влияние новых буржуазных отношений охватило всех действую­щих лиц. В январе 1868
года Достоевский писал племяннице, что главной мыслью нового произведения будет изображение
«поло­жительно прекрасного человека», но «труднее этого нет ничего на свете». В страшном мире
чистогана, где все продается и покупается и измеряется деньгами, появил­ся странный человек –
князь Лев Николаевич Мышкин – бескорыстный, сострадательный, чистый сердцем.
Нравственный кризис, переживаемый человечеством, по мысли писателя – религиозный
кризис. Потерявшие веру люди совершают преступления, как Рогожин («Идиот»), нравственно
деградируют, становясь выразителями мирового зла, как Николай Ставрогин («Бесы»), образ
которого как бы завершил многолетние раздумья Достоевского над демонической «сильной
личностью». Религия, любовь и самопожертвование только одни, по убеждению Достоевского, могут
спасти мир.
Центральной темой произведений Льва Николаевича Толстого (1828 –1910) являлась тема
нравственного начала. В романе «Война и мир» Толстой не только воссоздает жизнь различных
слоев русского общества, но и рассматривает пробле­му соотношения роли народа и роли личности в
истории, оценивая всё через призму вечных ценностей. Пьер Безухов так же, как князь Мышкин, во
многом выражает идейно-нрав­ственные искания писателя. Через образ Пьера Безухова Лев
Николаевич даёт нравствен­ную интерпретацию войны как величайшего зла. Психологически точно
и правдиво в романе показывается, как облагораживает человека отказ от личных интересов во имя
общего дела.
В романе «Анна Каренина» (1873-1877) Толстой описывает трагедию женщины, находящейся
во власти разрушительной «преступной» страсти. Писатель обнажает основы светского общества,
показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. А. А. Фет, написавший
одну из первых критических работ об «Анне Карениной», в письме к Толстому отзы­вался о романе,
как о «строгом, неподкупном суде всему нашему строю жизни», и добавлял – «а дело-то выходит
бедовое».
Тема семьи приобрела в 70-е годы особо актуальное значение, поскольку развитие буржуаз­ных
отношений заметно сказывалось на семейных ценностях. К семейной теме обратился и Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889) в романе «Господа Головлевы». Так же, как и Толстой,
он видит в распаде семьи признак духовного нездоровья русского общества.История семьи
Головлевых – это история ее нравственного разложения. В отличие от мно­гих помещичьих семей,
Головлевы в пореформенные годы не оскудели, а наоборот, значительно разбогатели. Диа­лектика
души собственника демонстрировалась автором на примере Порфирия («Иудушки») Головлева,
обогаще­нию которого соответствовало внутреннее опустошение, утрата не только родственных, но
и чисто человеческих чувств. Картина уничтожения родственных уз, разрыва свя­зей между людьми
составила тревожный фон и романа Достоевского «Братья Карамазовы».
Как аналитик русского быта и незаурядный автор зарекомендовал себя перед читателями
Антон Павлович Чехов (1860-1904). Чехов открыл новые пути в развитии отечественной и мировой
драматургии. В своих пьесах он отказался от тра­диции деления персонажей на «положительных» и
«отрица­тельных». Характер чеховских героев развивается на основе многопланового анализа
разных мотивов поведения. Чехов чутко уловил тревожную примету времени – отсутствие
взаимо­понимания между людьми. Его герои отгорожены невиди­мой стеной, они слушают, но не
слышат друг друга, погружаясь в мир собственных переживаний.
Страдания обыкновенного челове­ка, втянутого в эту подчас бессмысленную бойню, были
главным мотивом произведений Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888). Считая человека и
его жизнь величайшей ценностью, писатель в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Офицер и денщик»,
«Из воспоминаний рядово­го Иванова» страстно протестует против всего, что мучит и губит людей.
Тема жизни и смерти, в философском осмыслении, доминировала в большинстве его произ­ведений.
Гаршин ставит вопрос перед читателем: зачем мучения, зачем войны, если они не меняют положение
тысяч простых людей, не нарушают социаль­ной несправедливости? В 1883 году писатель завершил
лучшее свое произве­дение – рассказ «Красный цветок». В этом рассказе поступок душевнобольного
приобретает в расска­зе характер героической битвы с мировым злом.
При всем разнообразий творческих подходов и методов писателей второй половины XIX века
большинство стремилось нравственно воздействовать на читателей и видело в этом высшее
предназначение литературы. Отсюда та страстность и про­поведничество русской беллетристики,
которые удивляли европейских писателей.