Стр. 187 - 2

Упрощенная HTML-версия

равенства могло произойти лишь при условии перевоспитания, морального совершенствования
людей.
Совершенно иные образы «новых людей» и иные связанные с ними проблемы предстают в
известнейшем романе Ивана Сергеевича Тургенева (1818-83) «Отцы и дети». Евгений Базаров, так
же как герои романа «Что делать?», — разночинец, так же как они, он честен, принципиален,
убеждения его прогрессивны и демокра­тичны. Но он лишен многих привлекательных черт,
которыми Чернышевский наградил Лопухова и Кирсано­ва. Базаров некрасив — «волосатый», с
красными рука­ми, резкость его суждений, порой доходящая до грубос­ти, бывает неприятна.
Базаров — отрицатель, или как, его называют, ниги­лист, то есть человек, который, по словам
автора, «ко всему относится с критической точки зрения... не скло­няется ни перед какими
авторитетами...».
Актуальным для русских писателей с середины века стал крестьянский вопрос. Дмитрий
Васильевич Григорович (1822-1899/1900) был одним из первых писателей, изобразивших жизнь
крепостной деревни. Его повести «Деревня» (1846), «Антон Горемыка» (1847) рассказыва­ли о
нищете, забитости и бесправии крестьян. Крестьянская тема интересовала и Тургенева: в «Записках
охотника» он создал глубоко лиричные образы крестьян, одновременно выражаяч протест против
крепостного права.
Крестьянская тема стала определяющей в поэзии Николая Алексеевича Некра­сова (1821 –
1877), одного из немногих писателей в истории не только русской, но и мировой литературы, так
тесно связанного с народом.Описывая быт русской деревни, Некрасов был далек от идеализа­ции
крестьянской жизни, он правдиво писал о непосиль­ном, подневольном труде пахарей, голоде и
нищете, о тяжкой женской доле:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать...
В отличие от Тургенева, Решетникова и многих дру­гих авторов «крестьянских» повестей,
Некрасов хотел видеть в крестьянстве опасную, роковую силу:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная –
Гневна, грозна – и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям!
Параллльно с критическим реализмом в русской литературе успешно развивалась другая
тенденция – этико-философского романтизма, которая была представлена довольно большой
группой поэтов-лириков. Среди них были представители старших поколений: Н. М. Язы­ков, С. П.
Шевырев, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев и молодые, начинающие поэты: А. А, Фет, А. Н. Майков, Н.
Ф. Щербина, Я. П. Полонский, Л. А. Мей. Они проявляли себя по преимуществу или даже
исключительно в области пейзажной, любовно-элегичес­кой и философской лирики, почти не
обращаясь ни к эпосу, ни к драме, ни тем более к бытовой прозе. Они стремились так или ина­че
обойти вопросы социальной жизни, уходя от них в мир внутренних переживаний личности,
осознавая их в свете «вечных» вопросов жизни и смерти, или отдавались романтическому
восприятию природы.
Иное, религиозное, нравственно-философское звучание приобрёл реализм к середине века в
творчестве гениальных русских писателей Толстого и Достоевского. В своих произведениях они
ставят под сомнение «новые ценности» «новых людей».
Романы Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) наполнены поисками смыс­ла и идеала
жизни. Исследуя насущные проблемы русской действительности, писатель обращался к
общечеловеческим, вечным ценностям. Размыш­ления о будущем России объединялись с
характерными для Достоевского этико-философскими проблемами и, прежде всего, с осуждением
морали «новых людей» и философии индивидуализ­ма, приводящей к «разъединению» людей.
Таким он описал каторжника Орлова в «Записках из мертвого дома».
В романе «Преступление и наказание» эта этико-философская проблема получает дальнейшее
развитие и строится на основе столкновения «теории» и «практики» Раскольникова и христианского
сострадания, человечно­сти Сони Мармеладовой. Если в «Преступлении и наказании» лишь один
ге­рой потерял веру, то в следующем крупном произведе­нии Достоевского, романе «Идиот»,