В архитектуре всё чаще встречаются обращения к суровому лаконизму греческого дорического
или тосканского ордеров. В сооружении подчеркивается объем здания и мощь гладких глухих стен.
Отдельные элементы ордера укрупняются: колоннады, оконные проёмы и арки порой получают
гиперболизированное, почти титаническое звучание. К концу рассматриваемого периода в
архитектуре усиливаются черты величавости, праздничной торжественности.
Основой российского ампира стал уже адаптированный петербургский классицизм, который в
конце XVIII в. активно пропагандировал идею державности. Классическое наследие толковали
ближе к традиции императорского Рима. Мощный облик греческой дорики используется для того,
чтобы подчеркнуть грандиозность и торжественность здания, но пышность императорского Рима все
чаще берет верх. Предпочитаются колонны коринфского ордера, более пышные и нарядные. В
архитектуре ампира необыкновенно популярными становятся символы триумфа и величия:
колоннады, арки, богатый декор, скульптура. Черно-бело-золотая гамма императорских цветов
становится исключительной принадлежностью ампирных построек.
Увеличивается значение скульптуры во внешнем и внутреннем убранстве зданий. Сюжетный
рельеф и статуя еще более, чем это было в конце ХVIII века, обособляются от чисто декоративных
мотивов скульптурного убранства; они приобретают большую смысловую наполненность, раскрывая
те идеи и представления, которые связаны с общественным назначением данной постройки. Все это
подчеркивает монолитную мощь сооружения в целом. Богатый скульптурный декор строго подчинен
единому смысловому и пластическому ритму, благодаря чему здание и его декор сливаются в
единый образ. В архитектуре высокого классицизма существенную роль играет цвет. Она, как
правило, двухцветна. Белые колоннады, лепнина, рельефы и статуи отчетливо выделяются на
интенсивно окрашенном желтом или сером фоне оштукатуренных стен. Отмечаются также и сдвиги
в строительной технике: начинают использоваться новые строительные материалы – чугун, кованое
железо.
Это был период исключительного размаха русского градостроительства. Повышается интерес к
ансамблевой застройке, к органичному включению сооружений в систему улиц и площадей. Особое
внимание обращалось на возведение общественных и административных зданий, строящихся с тем
расчетом, чтобы формировать центр общественной жизни того или иного района города.
Этими грандиозными ансамблями был задан облик Санкт- Петербурга, окончательно определен
его державный, имперский колорит: желто-белый, с использованием черного цвета в декоративных
элементах. Плавный переход к стилю ампир в русской классике был связан с новым качеством
национального самосознания и новой функцией столичной архитектуры. Огромный размах
строительства в Петербурге был подчинен оформлению его как настоящей европейской столицы,
соперницы Парижа.
Волна высокого классицизма начала века представлена тремя именами: А.Н. Воронихин, Ж.
Тома де Томон, А.Д. Захаров.
Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Главное
творение Воронихина – Казанский собор (Иллюстрация 1, 1801– 1811), величественная колоннада
которого образовала площадь в центре Невского проспекта, превратив собор и окружающую
застройку в важнейший градостроительный узел центра Петербурга. В 1813 г. в соборе был погребен
М. И. Кутузов и собор стал своеобразным памятником победам русского оружия в войне 1812 г.
Позже на площади перед собором были установлены статуи Кутузова и Барклая де Толли,
исполненные скульптором Б. И. Орловским.
Создание Казанского собора явилось решающим этапом в жизни Андрея Никифоровича
Воронихина и вместе с тем сыграло большую роль в развитии всей русской архитектуры начала ХIХ
века. Задача, стоявшая перед архитектором при проектировании Казанского собора, была очень
сложной. Согласно заданию, требовалось соорудить перед зданием колоннады, подобные
колоннадам Бернини перед собором Петра в Риме. Но ориентация участка была неблагоприятной для
постройки такого крупного церковного сооружения.
Воронихин с исключительным мастерством справился со стоявшими перед ним трудностями.
Он расположил колоннады не со стороны западного (главного), а со стороны северного (бокового)
фасада, обращенного к Невскому проспекту. Уровняв антаблемент колоннад с антаблементом
основного ордера, Воронихин достиг чрезвычайной цельности и органичности решения.
Великолепная чугунная решетка обрамляет западный фасад здания.