она гораздо более оптимистична. Иначе как романтическими нельзя назвать и ранние произведения
Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841).
Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к
различным художественным направлениям. Как уже было сказано, ранний Пушкин – романтик, в его
произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он
родоначальник русского реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван В. Г.
Белинским «энциклопедией русской жизни».
На первый взгляд Онегин напоминает излюбленный тип романтического героя –
разочаровавшийся в жизни, уставший от великосветского общества молодой человек, стремящийся к
уединению в деревенской глуши. Однако, внимательно вглядевшись в его образ, нетрудно заметить,
что сам автор отнюдь не считает затворничество Онегина благородным и поэтичным и не пытается
убедить в этом читателя. Это не романтический «идеал». Пушкин рисует реалистический портрет
человека, который «играет» для самого себя одинокого романтического героя. «Заигравшись»,
Онегин не смог оценить искреннего чувства в совсем не соответствующей романтическим канонам,
не «таинственной», не «роковой» деревенской барышне Татьяне. Для Онегина дороже оказывается
его красивая поза, за что он и расплачивается в итоге. Помимо «Онегина» выдающимися образцами
реализма в творчестве Александра Сергеевича являются историческая драма «Борис Годунов»,
повести «Капитанская дочка», «Дубровский».
Трагической была гибель поэта. Конфликт, разгоревшийся при молчаливом попустительстве
великосветского окружения, привел к дуэли, необходимость участия в которой была продиктована
понятиями дворянской чести, к которым сам Пушкин относился очень серьезно. Пушкин был убит в
возрасте 37 лет.
Традиции Пушкина в литературе продолжил его младший современник Михаил Юрьевич
Лермонтов. Ранние произведения Лермонтова – это в основном любовная лирика. Однако со
временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика.
Известность ему принесло стихотворение «На смерть поэта», посвященное гибели Пушкина. За ним
последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий предшественник, Михаил Юрьевич в своем
творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния
миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон». Вершиной лермонтовского реализма
считается роман «Герой нашего времени». Драматургический талант писателя отразила пьеса
«Маскарад», написанная в 1835 г.
Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. Важной
вехой в этом процессе было творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). Его считают
первым писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, т. е. того течения,
которое сейчас принято именовать «критическим реализмом». Наследие Гоголя многообразно. Это и
колоритные зарисовки быта малоросских помещиков в повестях «Миргород», и наполненные
фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ
Диканьки», и мистичные «Петербургские повести» в которых гротеск, фантастика («Нос»)
сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни задавленного жизнью «маленького
человека» («Шинель»).
В 1835 г. Николай Васильевич закончил комедию «Ревизор», сюжет которой был подсказан ему
Пушкиным. Комедия без положительного героя, в образах вороватых провинциальных чиновников
она демонстрировала портрет всей чиновно-самодержавной Российской империи. Не случайно фраза
городничего в финальной сцене: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь» воспринималась как
адресованная в зрительный зал. Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска
является неоконченное произведение «Мертвые души», названное самим писателем поэмой.
На середину века пришелся расцвет творчества графа А. К. Толстого (приходившегося Л. Н.
Толстому троюродным братом). Из наиболее известных произведений Толстого следует назвать
стихотворение, впоследствии ставшее популярным романсом «Колокольчики мои», и исторический
роман «Князь Серебряный».
Особое значение, которое приобрела в I половине XIX века литература, обусловило появление
литературной критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с
именем Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848), значение творчества которого выходит
далеко за пределы узколитературоведческих вопросов. В. Г. Белинский был одним из тех
мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданственное звучание русской