Стр. 184 - 2

Упрощенная HTML-версия

Натуралистическое изображение стремиться к максимально точной, до последней детали
передаче видимого предмета или явления. Парадокс натурализма заключается с том, что скрупулезно
точное изображение живого предмета становиться мертвым, как только точность будет достигнута.
Ведь глаз человека избирательно фиксирует сущность данного предмета. На зрительное восприятие
накладываются художественный и жизненный опыт, ассоциативное мышление и т.п. Здесь и лежит
грань между натурализмом и реализмом.
Реализм использует возможности видимого подобия предмета для решения более обширных
задач. Реалистический художник не фотографирует действительность, а передает ее смысл. Точное
определение реализма и не может быть дано. Все зависит от того, с какой целью художник
пользуется натуралистическими способами изображения. Изобразить предмет или сказать о нем –
здесь лежит грань между натурализмом и реализмом.
Критический взгляд на объективную реальность подразумевал построение картины мира сквозь
призму определенной общественной идеи. В России появились различные варианты реалистического
искусства: от так называемой «натуральной» школы до обличительного и «идеологического»
реализма.
Понятие «реалистическое искусство» имеет конкретно-исторический смысл и обозначает тип
культуры. По художественному уровню, и по общественному воздействию, и по обилию славных
имен русская культура тогда сформировала зрелую систему с четкими характеристиками. Русская
литература этого периода является классикой, т.е. она возвысилась до шедевра. Критик В.В. Стасов в
80-х гг. X?X в. всерьез утверждал, что «настоящее русское искусство послепетровской России, в
самом деле, началось только около 50-х годов. Все прежнее можно считать... более или менее
приличным вступлением».
ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится
литература. Ее расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в.Кроме того,
при отсутст­вии общественной трибуны для обсуждения вопросов национального самосоз­нания, в
условиях закрытости политической жизни 30—50-х г. литература стала единственно возможной
трибуной для формулирования национальной идеи.
К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к
серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие. Писатель, поэт
стали заметными фигурами в обществе. Осознание социальной миссии писателя способствовало
установлению тесной связи литературы с передовой освободительной идеологией. Для русской
литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений.
Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение
жизни одного поколения.
Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А. С.
Грибоедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются,
как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В начале века в Европе и в России
формируется романтизм – течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый
интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир своей души
окружающему миру. Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько точное
воспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно придаются
главному действующему лицу и отражают отношения автора к действительности.
Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), поэта,
чьи полные меланхолии, народных мотивов и мистических образов произведения (баллады
«Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы. Для романтиков
характерен интерес к истории. Не случайно В. А. Жуковским была переведена «Одиссея» Гомера.
Император ценил заслуги Жуковского: ему было доверено воспитание наследника престола,
будущего Александра II. А в 1841 г. Жуковский был избран академиком Петербургской АН.
Помимо него представителями романтизма были поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К.
Кюхельбекер, А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский. Идейная основа их творчества,
конечно, очень отличается от романтизма Жуковского. В ней преобладает поэзия борьбы, свободы,