Стр. 183 - 2

Упрощенная HTML-версия

живописца обращается к самой природе народных движений. Примеры тому мы можем видеть в
творчестве Брюллова, Бруни и Иванова.
Важной особенностью романтизма рассматриваемой эпохи является то, что в его сфере лежал
один из путей развития реализма. Это обнаруживает себя отчетливо в романтическом историзме, где
в пределах общей идеалистической концепции происходит развитие элементов объективного
постижения исторического процесса. Ярчайший пример – творчество Александра Иванова.
Стремление увидеть историческое событие в ощущениях и действиях народной толпы заключало в
себе новый этап в понимании закономерностей исторического процесса по сравнению с
классицистической концепцией исторической картины, построенной в основном на утверждении
героического подвига отдельной личности. Чрезвычайно важным для развития реалистического
понимания данного жанра было и то, что отдаленное в веках событие не рассматривалось теперь
русскими живописцами как повод для утверждения того или иного морального тезиса, а вызывало
самостоятельный интерес как своеобразный источник исторического опыта.
Сугубое внимание к национальному прошлому в его характерных чертах, столь свойственное
художникам исторической живописи романтизма, также выводило на путь более объективного,
реалистического раскрытия образов в портрете и в пейзаже. Содержащееся в романтическом
понимании личности представление о ее неповторимой индивидуальности, о ее внутренней
противоречивости объективно вело к правдивому раскрытию реальной сложности душевного мира
человека в эту переходную историческую эпоху.
Одной из характерных черт русского романтизма была его тесная связь с классицизмом. Роль
классицистического наследия в романтизме была противоречивой. С одной стороны, романтизм
впитывал в себя ту веру в прекрасную и благородную природу человека, которая заключалась в
этических и эстетических идеалах высокого классицизма, во многих случаях он органически ввел в
арсенал своих изобразительных средств четкость построения пластической формы, высокое
мастерство рисунка и многое другое. Позитивную роль наследия классицизма можно обнаружить в
формировании творчества тех же Брюллова, Бруни и Иванова, работы которых воплощают лучшие
глубинные свойства русского романтизма середины века. С другой стороны, классицизм,
воспринятый только как сумма художественных канонов, как привычная, устоявшаяся схема
художественного образа, безусловно, ограничивал творческие возможности художника середины
столетия, в частности художника-романтика. Порой в творчестве одного живописца или даже в
одном его произведении можно увидеть отраженным это воздействие классицизма во всей его
противоречивости, примером чему может служить полотно Брюллова «Последний день Помпеи».
В литературе русского романтизма середины столетия судьбы народа, судьбы общества
определяют и судьбу отдельной личности. Углубление конфликта, в котором романтический герой
находится с обществом, сказывается в том, что в его характере нарастает замкнутость, в его
мироощущении противоречивость, в иных случаях он обретает отвлеченные черты идеала. В
искусстве мно­жатся образы возвышенных, не понятых толпой, страдаю­щих героев. В большой
мере свойственно это и изобразительному искусству, в частности портрету. Если мечтательный,
внутренне гармоничный герой портретов Кипренского первого пятнадцатилетия ХIХ века
доброжелательно обращен к зрителю, в котором он как бы видит чуткого собеседника, то человек в
портретах Карла Брюллова более замкнут, эгоцентричен. Романтический портрет второй трети века
больше внимания отдает противоречивой сложности, многогранности духовного мира человека. Это
противоречие явилось предметом эстетического анализа в художественной культуре разных стран.
Другое направление, оказавшее большое влияние на художественную культуру XIX века, – это
реализм. Реализм не имеет ясно выраженного художественного языка, подобно классицизму или
барокко. Художественный язык реализма ближе всего к понятию «натурализм», но не исчерпывается
им. Реализм – это вообще не художественный стиль, а лишь такая установка сознания, которая за
исходную точку принимает внешнюю реальность, считает ее первичной, а свой внутренний мир –
производным от нее.
Стремление адекватно «отразить» внешнюю реальность и толкает художника к выбору
натуралистического художественного языка, чтобы все было «как в жизни». Присущее реализму
стремление охватить явления жизни во всей их полноте определяет тяготение к масштабным и
эпическим жанрам, таким как роман, опера, многофигурные живописные полотна, исторические
драмы.