Стр. 18 - 2

Упрощенная HTML-версия

завершался, а другой уже начинался. В российской цивилизации это стало постоянной,
типологической чертой: язычество в Киевской Руси сосуществовало с христианством; резкая
модернизация в петровской России сочеталась с глубоким традиционализмом средневековой Руси; в
советское время западноевропейский марксизм соединился с российским почвенничеством и
религиозным фундаментализмом, породив сталинский тоталитаризм. Периоды параллельного
сосуществования разных парадигм длились десятилетия и даже века. Именно эти разлады и
противоречия и создавали разнообразие национально-духовной жизни России.
Бердяев говорит об «изменении типа цивилизации», но это заявление нельзя понимать
буквально. Тип российской цивилизации не менялся, он находился в процессе становления,
определенной эволюции, а потому не оставался неизменным. Менялись культурно-исторические
этапы.
Несмотря на особую прерывистость в развитии русская культура и цивилизация за свою
тысячелетнюю историю сохранили вполне определенное единство. Основу этого единства
составляет менталитет русской культуры.
Национальный менталитет – это глубинные структуры культуры, определяющие на
протяжении длительного времени её этническое или историческое своеобразие. Менталитет остаётся
постоянным в своей основе. Он характеризует манеру мыслить, устойчивые интеллектуальные
стереотипы, специфику национального миропонимания. Так, для русского менталитета характерно:
O языческое мировоззрение, магическое мышление;
O приоритет коллективизма в общественном сознании;
O толерантность в культуре, религии;
O притязание быть самостоятельной цивилизацией, изоляционистское мышление,
противопоставленность всем;
O «максимализм» устремлений, утопизм социокультурных проектов;
O эсхатологиям – стремление к «последним», крайним вопросам и решениям на грани жизни и
смерти («пан или пропал»);
O
высокая
коммуникабельность,прямодушие,честность,гостеприимство,непритязательностьнарода.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛИВШИЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Сложно найти формулу, объясняющую все своеобразие русского характера и культуры. Но это
своеобразие – несомненный бесспорный факт. Всякая национальная культура есть единство,
неслиянное ни с каким иным. Однако данное единство не может существовать замкнуто и
неподвижно. Оно раскрывается в многообразии и развитии. Множество факторов влияния в одном
тигле. Попробуем разобраться в этом множестве факторов.
Во - первых, укажем на этнический фактор. Это наименее устойчивый и наименее
определенный компонент русской культуры. Славянское и отчасти скандинавское происхождение
русичей отстаивают древнерусские летописи. Однако следует учитывать, что любая историческая
хроника неизбежно проникнута подсознательным этноцентризмом. О «славяно-европейском»
характере, причем при доминировании славянского субстрата, говорил видный историк Б.А.
Рыбаков.
В настоящее время предпочтительнее концепция, согласно которой древнерусская народность
складывалась в смешении по меньшей мере трех этнических компонентов: славянского, балтийского,
финно-угорского, а также при заметном влиянии германского, тюркского и северокавказского
этнических субстратов. Во многом, это результат соседства, а так же товарного и культурного
обмена с Хазарским каганатом, Волжской Болгарией и населением Скандинавии.
О преобладании славянского элемента можно говорить только в отношении прикарпатского и
приильменского районов. На остальных территориях Древней Руси картина либо не поддается
однозначной этнической идентификации (как, например, в Приднепровье), либо свидетельствует о
наибольшем распространении балтийского или финно-угорского компонентов (как к востоку от
Валдая).