Стр. 17 - 2

Упрощенная HTML-версия

что в ходе циклических или же инверсионных (т.е. изменяющих направление) процессов
соперничающие стороны конфликта лишь временно устраняются с политической сцены, но никуда
не исчезают, а сохраняются и по сути дела составляют фундаментальную структуру цивилизации.
Инверсионный характер, по мнению некоторых исследователей, носило введение христианства,
осуществленное по инициативе центральной (княжеской) власти, так как ее «выбор», означал
«ниспровержение прежних идолов». Но и в дальнейшем смена столиц, типов власти и социально-
политического устроения во многом протекала через радикальный отказ от прежнего достояния и
утверждение принципиально нового устроения.
Развитие российской цивилизации и культурыносит преимущественно дискретный
(прерывистый) характер. Выдающийся мыслитель XX в. Николай Александрович Бердяев писал в
своей знаменитой работе «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937 г.): «Историческая судьба
русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом,
через прерывность и изменение типа цивилизации. В русской истории … нельзя найти
органического единства». Бердяев насчитывал в истории России «пять разных Россий»: Россию
киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и
Россию советскую. «Разные России» - это отличающиеся друг от друга стили культуры или
культурно-исторические парадигмы. Сегодня выделяют девять парадигм:
§ Русь языческая,
§ Русь киевская,
§ Русь татарского периода,
§ Русь московская,
§ Россия петровская, императорская,
§ Россия «серебряного века»,
§ Россия советская,
§ Русская эмиграция (русское зарубежье),
§ Россия посттоталитарная.
Каждый период отличается от других и характеризуется социокультурным своеобразием и
внутренним единством. И переход от одного замкнутого в себе этапа к последующему невозможен
постепенным, эволюционным путём: это каждый раз резкая, внезапная «ломка» целостной и единой
социокультурной системы, или, сказать иначе, революционная смена культурно-исторической
парадигмы. Вся история русской культуры – это многочисленные поворотные пункты: 1) Крещение
Руси; 2) начало монголо-татарского ига; 3) создание Московского царства и утверждение русского
самодержавия; 4) религиозный Раскол и начало Петровских реформ; 5) отмена крепостного права; 6)
Октябрьская революция 1917 г.; 7) «Великий перелом» 30-х гг. – начало советского тоталитаризма;
8) Август 1991 г. – крушение тоталитарного режима и начало либеральных реформ. Каждая
культурная «ломка» имела катастрофический характер, взаимно-противоположную направленность,
что придавало социокультурной динамике России особенно противоречивый, напряжённый и
радикальный характер.
Переход от одного периода к другому сопровождался не только далеко идущей перестройкой
предшествующих политических и социальных структур, но и энергичными мерами по отрицанию и
разрушению отвергаемого прошлого. Таков был вынужденный результат монголо-татарского
господства, политики Ивана Грозного и потрясений Смутного времени. Таковы были следствия
целеустремленной политики Петра I и его преемников. В дворянско-бюрократической империи были
отменены или ограничены прежние феодальные привилегии и порядки, создана новая социальная
иерархия на основе «Табели о рангах» и выслуги на государственной службе. Европеизация
осуществлялась через крайнее социальное и культурное расслоение «по вертикали»:
европеизированные и просвещенные «верхи» и закрепощенные, бесправные и темные «низы». В
свою очередь, дворянская культура решительно отвергалась разночинной интеллигенцией, а
нарастающая буржуазия беспощадно рубила «вишневые сады» и обрекала на разорение «дворянские
гнезда». Нарастание социальных противоречий и движений социального протеста зачастую
отражалось в отрицании господствующей культуры и культурном нигилизме.
Но дело не только в подобных разрывах русской истории. Глубокие разлады были присущи
самой русской культуре на разных её этапах. Многие глубокие противоречия возникали в результате
«наложения» двух или даже нескольких культурно-исторических образцов, когда один этап ещё не