Стр. 16 - 2

Упрощенная HTML-версия

3. Особенности формирования и развития русской культуры
ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ РУССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Человеческая культура – это сложное образование. Она состоит из множества культур
различных народов. Впервые эту идею высказал русский учёный Николай Яковлевич Данилевский
(«Россия и Европа»,1868 г.). В циклическом развитии народов он выделял культурно-исторические
типы, связанные с особенностями характера народа и имеющие свои линии развития. Между ними
существуют общие черты и связи, выражающие общечеловеческое, и каждая из них вносит свой
вклад в общую сокровищницу человечества. Теория Н.Я.Данилевского оказала сильное влияние на
творчество многих мыслителей. О несоизмеримости культур, имеющих свои прасимволы (души) и
свои фазы развития, писал О. Шпенглер. А.Тойнби расчленил историю человечества на локальные
цивилизации, каждая из которых проходит в своём развитии четыре стадии: возникновение, рост,
надлом и распад, после чего она гибнет, а её место занимает другая цивилизация. Полицентризм
культур и цивилизаций признавал Л.Гумилёв, рассматривая Россию-Евразию одним из центров
мира, ритмы которого определяются пассионарными толчками («пассионарность» - органическая
способность людей к напряжению, жертвам ради высокой цели.).
Итак, каждая локальная цивилизация имеет свой ритм развития, отличающийся от
общемирового. Россия всегда отставала в развитии от эпицентров мировой цивилизации, при этом
разрыв то сокращался, то увеличивался. По данным исследователя Ю.В.Яковца изначальный разрыв
при вступлении восточных славян в неолитическую цивилизацию составлял две тысячи лет, что
было связано с поздним отступлением ледника с Восточно-Европейской равнины. Такое отставание
вынуждало двигаться быстрее. И в период раннефеодальной цивилизации Киевская и Новгородская
Русь вплотную приблизились к эпицентру. Но монголо-татарское иго отбросило развитие Руси на 2-3
века назад. В ХУП-ХУШ вв. Россия совершила рывок вперед и вошла в число лидирующих стран.
Перед кризисом 90-х гг. ХХ в. отставание составляло 20-30 лет, затем резко увеличилось.
Темпы развития цивилизации и культуры не всегда совпадают. В России тенденции культурно-
исторического развития часто опережали цивилизационные и вступали с ними или в неразрешимые
противоречия, или в необъяснимые альянсы.
Русская культура стала выделяться в особый тип в IX- XI вв. в процессе образования
государства у восточных славян и приобщения их к православию. По поводу стадий развития
русской цивилизации в современной науке существуют разные точки зрения. Одни ученые считают,
что с IX в. Русь представляла собой единое культурное пространство. При этом для них
определяющим фактором является форма политической организации. В данном случае выделяются
следующие этапы развития русской культуры:
·Древняя Русь (IX-XIII вв.),
·Московское царство (XIV-XVII вв.),
·Имперская Россия (с XVIII в. и по сей день).
Другие исследователи утверждают, что до XIII в. существовала одна «русско-европейская»,
или «славяно-европейская» цивилизация, а с XIV в - другая: «евразийская», или «российская».
В частности, согласно «пассионарной» концепции Л.Н. Гумилева, в XIV в. начинается генезис
русского народа и российского супер-этноса (а прежний, славянский по характеру этнос, к этому
времени прекратил свое существование). В этом случае культурное и историческое движение
трактуется не как прогрессивное, эволюционное, а как циклическое. Другими словами, по теории
Гумилева, развитие культур (цивилизаций) связано с вызовом истории. И в зависимости от того, как
ответит на вызов истории та или иная этническая общность, зависит её дальнейшая судьба. Для
России таким судьбоносным вызовом истории было монголо-татарское иго. Именно иго создало
ситуацию, которая позволила русским осознать свое единство, свои национальные интересы и свое
отличие от других «нерусских». Именно иго провоцировало увеличение числа русских
«пассионариев» – наиболее активных представлений русской культуры, носителей наиболее
значимых русских ценностей.
Существуют также и другие периодизации, основанные на циклических изменениях культуры.
Циклические изменения, как один из вариантов динамики имеют место в каждой культуре, хотя и в
разных масштабах. Но российскому обществу эти изменения оказались присущи в особенно сильной
степени. Именно глубокая противоречивость русской культуры и отсутствие в ней сформированного
срединного начала придало такой размах циклам российской истории. Следует помнить при этом,