одухотворялись человеком, который ещё не знал принципиальных различий между трудом и
заклинанием, оберегом и украшением.
2. В традиционных культурах докапиталистического общества начинают зарождаться
цивилизации. К признакам цивилизации относят общественное разделение труда, развитие рынка,
появление государства, формирование норм, традиций, верований и способов трансляции культуры,
прежде всего письменности. Все эти радикальные изменения были связаны с рождением города.
Таким образом, цивилизация явилась более высоким уровнем развития культуры. Она представляла
тот слой культуры, в котором сосредоточены все способы организации общественной жизни:
структура производственной деятельности, социально-управленческая деятельность, репрессивная
деятельность юридических учреждений, работа религиозных организаций, научная, образовательная,
военная, медицинская деятельности, спортивная и досуговая службы. Это означает, что цивилизация
находилась не вне культуры, а внутри неё, представляя собой систему обслуживающих культуру
механизмов.
3. В индустриальной цивилизации периода утверждения и распространения зрелого
капиталистического общества (сер. ХУП- ХХ вв.) наблюдались противоречивые тенденции. С одной
стороны – освобождение творчества от жестких религиозных канонов и восприятие гуманизма
Возрождения. А с другой – постепенная утрата гуманистических традиций под воздействием
машинной цивилизации. Технический прогресс и информационные взрывы, растущая подвижность
населения и унификация образования привели к подрыву основ аристократической и народной
культуры, всеобщему её усреднению, шаблонизации, к утере её самобытного национального и
локального характера, разрыву культурных традиций.
Цивилизация, имевшая в основе своей развитие интеллекта на всех уровнях культуры, привела
к вытеснению интеллекта из культуры и к активизации физиологических реакций. Выяснилось, что
цивилизация не является абсолютным благом. Она несёт силы, разрушительные для культуры и для
самого физического существования человечества. Культура оказалась подчинена цивилизации и
погрузилась в глубокий всеобщий кризис.
4. В начавшем с последней четверти ХХ в. свой путь постиндустриальном обществе предстоит
поднять значение культуры до уровня, когда она будет оказывать воздействие на все
цивилизационные механизмы.
Основная литература.
Викторов В.В. Культурология. – М., 2007. – Гл. 1, 2.
Кононенко Б.И. Культура. Цивилизация. Россия. – М., 2003.- Гл. 1, 2, 7.
Культурология/ Под.ред. Г.Драча. – М., 2009. – Гл.1, 2.
Дополнительная литература
Культурология/ Под.ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М., 2005. – Гл. 4, 9.
Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 1995.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Парадигма – общепринятая модель доминантных ценностей конкретной культурно-
исторической эпохи.