развитием общественного производства. С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное
содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры.
Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, формирует и
удовлетворяет его духовные запросы; цивилизация же снабжает людей средствами существования,
удовлетворяет их практические нужды. Отсюда вытекает различие в трактовке культурности и
цивилизованности индивида. Культурным человека делает его «внутренняя культура» –
превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышления и
поведения личности. Цивилизованный же человек обладает лишь «внешней культурой», т.е. он
способен соблюдать нормы и правила приличия, принятые в обществе, но, поскольку они не
являются для него внутренней необходимостью, то при случае могут быть легко нарушены.
5) Цивилизация как эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности
культуры. В 1918 году была опубликована книга О.Шпенглера «Закат Европы», в которой автор дал
классическое противопоставление понятий «культура» и «цивилизация». Под культурой Шпенглер
понимал неповторимые, замкнутые организмы, выражающие коллективную «душу» народа и
проходящие определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. Умирая, органическая
культура перерождается в свою противоположность – цивилизацию, в которой господствует голый
техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие, унификация и окостенение.
Цивилизация, таким образом, выступает как последняя стадия развития всякого социокультурного
мира, эпоха его «заката», погружения в «механическое», бездуховное существование.
Сходные представления развивались в России Питиримом Александровичем Сорокиным.
Питирим Сорокин – социолог, лидер правых эсеров, эмигрировавший из России в 1922г, утверждал,
что современная культура переживает общий кризис. Он связывал это с развитием материализма и
науки. Однако, в отличие от Шпенглера, настаивавшего на необратимости смертельной агонии
западной цивилизации, Сорокин полагал, что данный кризис – есть только очередной этап развития.
Кризис будет преодолен с помощью перехода к новой, идеациональной культуре, основанной
на духовных ценностях и религии. Время перехода, согласно Сорокину, отличается культурной
поляризацией общества, когда часть людей «ментально и морально дезинтегрируется». В результате,
в такие эпохи на первый план выходит необходимость объединения сил «позитивного полюса»,
сохранивших систему ценностей, основанную на «чувстве нравственного долга и Царства Божия».
По Сорокину, есть лишь один способ ускорить приход идеациональной культуры – это
распространение в мире альтруистической любви.
6) Цивилизация как наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой
самый высший уровень культурной идентичности людей Современный американский исследователь
Самюэль Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга. На
уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства людей и
самые общие социально-культурные различия между ними. Следующую ступень составляет уже то,
что отличает род человеческий от других видов живых существ. По сути речь идёт о метакультурах,
для которых свойственно то, что они имеют надэтнический характер и объединяют разные, но
сходные по некоторым общим параметрам культуры. Так, на основе языковой общности сложилась
испанская метакультура (Испания и ряд стран Латинской Америки), общности природных условий –
метакультура горных народов, религиозной общности – буддийская, христианская, исламская
метакультуры.
По мнению Хантингтона, человечество вступает в эпоху «столкновения цивилизаций».
Наибольшей остроты достигают конфликты в полосе столкновения исламской цивилизации с
другими цивилизациями. Центральной осью мировой политики станет в будущем противостояние
Запада и остального мира.
В русской литературе слово «цивилизация» используется во всех указанных смыслах. Однако
по сложившейся традиции обычно называют цивилизацией не просто культуру как таковую, а
общество, характеризующееся специфичной для него достаточно развитой культурой.
Взаимоотношения между цивилизацией и культурой исторически изменялись. В этом процессе
выделяют четыре основных этапа.
1.Первобытному состоянию общества соответствует доцивилизационный тип культуры. Для
него был характерен материально-духовный синкретизм, выражавшийся в нераздельности
материальной и духовной форм жизни людей. Действия и предметы, материальные по своей сути,