Стр. 13 - 2

Упрощенная HTML-версия

(развитие речи, правила гигиены, физкультура и спорт, медицина), культура воспроизводства
человечества (способы поведения человека в сфере интимных отношений).
2. Духовная культура включает в себя интеллектуальную культуру (проектирование
технических сооружений и машин, моделирование социальных преобразований и политического
устройства), познавательную (наука, знания о природе, обществе, человеке), педагогическую
(воспитание людей), нравственную (мораль, ценности), правовую (право, нормы, традиции, обычаи),
религиозную (вера).
3. Художественная культура – литература и искусство (прикладное, архитектура, живопись,
скульптура, музыка) – особая форма культуры, в которой органически соединяются материальное и
духовное.
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В настоящее время актуально изучение крупных социальных и культурных феноменов,
существующих в виде целостностей. Н.Данилевский называл их культурно-историческими типами,
О.Шпенглер – развитыми культурами, А.Тойнби – цивилизациями, П.Сорокин – метакультурами.
Эти суперсистемы не совпадают ни с нацией, ни с государством, ни с какой-либо социальной
группой. Они выходят за рамки географических или расовых границ. Кроме того, в истории
человечества исследователи выделяют гигантский доцивилизационный период культурогенеза,
насчитывающий, по последним археологическим данным, более четырёх миллионов лет. Период
цивилизационного развития составляет около десяти тысяч лет.
Что же означает понятие «цивилизация» и как оно соотносится с понятием «культура»? Слово
«цивилизация» произошло от латинского «civilis» — гражданский, государственный. В научной
литературе оно не имеет однозначного толкования и используется в разных смыслах:
1) Цивилизация как синоним культуры, указывающий на уровень развития. Французские
просветители использовали понятия «цивилизация» и «культура» для характеристики состояния
общества, противоположного «дикости» и «варварству». Для них цивилизация и культура одинаково
отражали разумность общественных порядков и политических учреждений, а также достижения в
области науки и искусства. Но уже в рамках эпохи просвещения возникла критика культурности, то
есть цивилизованности. Например, Жан Жак Руссо в работе «Рассуждения о науках и искусствах»
(1750) впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между
современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не
исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности
людей, но их гордыню и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что
последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Затем, в «Рассуждении о
происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) он противопоставил так
называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному),
вызванному развитием культуры и цивилизации. Простоту и чистоту нравов народов, следующих
патриархальным традициям, Руссо противопоставлял моральной развращённости цивилизованных
(культурных) наций.
2)Цивилизация как обозначение конкретной культуры, существовавшей ранее или
существующей в настоящее время, с её особенностями материальной и духовной сферы. Как и в
первом случае понятия «цивилизация» и «культура» совпадают, но за ними стоит уже конкретное
содержание.Другими словами, это не цивилизация вообще, а конкретная цивилизация. Например:
античная цивилизация, современная цивилизация.
3) Цивилизация как ступень в классификации общественного развития, следующая за
варварством. В соответствии с теориями Льюиса Генри Моргана и Фридриха Энгельса человеческое
общество развивается прогрессивно и единообразно: все народы в своем историческом развитии
проходят одни стадии: дикость, варварство, цивилизация. По Моргану, переход от дикости к
варварству начинается с изобретения гончарного производства. А ступени цивилизации общество
достигает с появлением письменности.
4) Цивилизация - это материальная, утилитарно-технологическая сторона общества,
противостоящая культуре как сфере духовности, творчества и свободы. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в
немецкой литературе (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Г.Маркузе и др.) распространилось представление о
цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку