подход оборачивается «раскультуриванием» человека, в результате чего исчезает сам предмет
культурологического анализа.
В самом общем плане по предмету исследования в современной культурологии можно также
выделить три направления:
I.Изучение первобытной культуры, которой на протяжении ХХ в. занимались так называемая
этнология, а также «культурная» и «структурная» антропология;
II.Изучение европейской культуры классического типа, которую часто соотносят со
своеобразием древних восточных культур;
III.Изучение культуры современного массового общества, связанной с новыми
постиндустриальными технологиями.
В соответствии с трактовкой понятия «культуры» также сложились различные концепции
культурологии:
-Ценностная или аксиологическая.
-Деятельностная.
-Личностно – атрибутивная.
-Информационно – знаковая.
-Концепция культуры как подсистемы всего общества.
Согласно ценностной (аксиологической) концепции, культура – это совокупность
материальных и духовных ценностей, имеющих свой аспект рассмотрения в структуре различных
наук.
Деятельностная концепция берет во внимание, прежде всего, «человеческий фактор» как
духовную цель развития культуры, т.е. культура понимается как способ жизнедеятельности
человека. Таким образом, все, что создано человеком в отличие от природной данности, и сам
процесс создания мы будем называть культурой.
Личностно-атрибутивная – представляет культуру как характеристику самого человека.
Информационно-знаковая концепция основывается на том, что культура – совокупность знаков
и знаковых систем.
Концепция культуры как подсистемы общества рассматривает культуру в качестве такой сферы
общества, которая выполняет функцию управления общественными процессами на нормативно -
вербальном уровне. В этом случае общество представляется как система, изменения в одной из сфер
которой приводят к соответствующим трансформациям в других подсистемах.
В последнее время наиболее активно конкурируют между собой деятельностная и ценностная
концепции. В самом широком смысле слова культура – это все, созданное рукой и духом человека
(материальная и духовная культура), т.е. это «вторая природа», в отличие от первозданной природы
– натуры. Но можно ли считать культурой то, что создано человеком, однако вредно для его жизни и
опасно для природы? С точки зрения аксиологического подхода культурой может считаться только
то явление, которое служит благу человека, остальное – не более чем «цивилизация». В этом смысле
культура всегда была конструктивным элементом в истории человечества, помогающим ему
выживать и развиваться. Можно сказать, что культура – это исторически развивающаяся система
созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их
распространения, а также процесс самореализации личности и общества в различных сферах жизни.
Культура выполняет многообразные функции в жизни общества: продуцирование и накопление
духовных ценностей, разработка норм человеческой жизнедеятельности (регулятивная или
нормативная функция), выработка идеалов и целей, оценка действий человека (ценностная или
аксиологическая), обеспечение познания человеком окружающего мира (познавательная или
гносеологическая) и взаимодействия людей, передача информации на всех уровнях
(коммуникативная), физическое и психическое расслабление (релаксационная) и другие. Важнейшей
является функция исторической преемственности - сохранение и воспроизведение духовного опыта
человечества, передача его из поколения в поколение, а также его обогащение.
С учётом многообразия человеческой деятельности в культуре условно выделяют три формы:
1. Материальная культура – это культура труда и материального производства (технологии
производственной деятельности, вещественные плоды материального производства –
сельскохозяйственного, промышленного и ремесленного, технические сооружения, орудия труда,
обработка почв, пути сообщения и средства транспорта, связь и средства связи, оружие), культура
быта и места жительства (жилища, дома, деревни, города, одежда, утварь), физическая культура