Стр. 175 - 2

Упрощенная HTML-версия

Пётр Яковлевич первый поднял в России проблему последствий исторического выбора
православного варианта христианства в качестве господствующей религии. Созерцательность,
подчинение церкви государственному началу, неизбежный догматизм автоке­фальной
(самозамкнутой) православной церковности, ориента­ция на загробную жизнь, а не на земную
деятельность – все эти черты русской духовной жизни были, по мнению Чаадаева, вос­питаны
православием. Философа не устраивала не столько догматическая сторона православия, сколько ее
социально-нравственное последствие – рабство, пронизавшее всю жизнь страны. Для Чаадаева вред
православия заключался в том, что его соборность и духовность не выходят за рамки деклараций, а в
реальной жизни русская церковь ведет изоляционистскую поли­тику, отторгая Россию от единой
европейской цивилизации, спо­собствуя национальному застою, гниению, разрушению.
Мыслящие люди с замиранием сердца читали горькие строки: «Про нас можно сказать, что мы
составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые …не входят
составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок
миру... кто знает день, когда мы вновь обретем себя среди человечества и сколько бед испытаем до
свершения наших судеб?»
Публикация «Философического письма» и произведённый ими эффект в обществе привели к
тому, что Чаадаев был объявлен сумасшедшим, а издатель «Телескопа» Надеждин отправлен в
ссылку. Но не только для власти, но и для значительной части русской интеллигенции это была
неприемлемая позиция, уяз­влявшая национальное тщеславие.
Словно отвечая на эмо­циональные обвинения, Чаадаев формулировал свое кредо под­линного
патриотизма: «Слава Богу, я всегда любил свое отечество в его интересах, а не в своих
собственных». Современный философ В.К. Кантор назвал эту формулу «патриотизмом правды».
Обсуждение «Философического письма» вылилось в долгую полемику о русской идее, которая
стала началом становления собственного варианта интеллектуальной жизни. Образно говоря, Петр I
научил русских читать, Пушкин – чувствовать, Чаадаев – думать. Спор о судьбах России выявил два
магистральных направле­ния в поисках ответов на «вечные» вопросы: развитие самобытно­сти
России или сближение с западной цивилизацией. Сторонники того или другого подхода стали
называться «самобытниками», «почвенниками» и «славянофилами» либо «западниками» и
«евро­пейцами». В интеллектуальной среде 40—50-х гг. развернулась настоящая бит­ва между
сторонниками уникальности России и поклонниками европейского опыта.
Сторонники представлений о самобытном пути России (братья И.В. и П.В. Киреевские, братья
И.С. и К.С. Аксаковы, А.С. Хомя­ков, В.Ф. Самарин, Ф.И. Тютчев и др.) основу России увидели в
русской общине, которая имела огромный потенциал внутренней устойчивости: особый
«моральный» тип экономики, специфичес­кие отношения своих членов, основанные на
нравственности, и особая, «моральная», культура. Этот внутренне сбаланси­рованный мир,
обладающий огромной устойчивостью к переме­нам, обеспечивал исчерпывающую защиту своих
членов от тягот внешнего мира, гарантировал их социализацию в обществе, развивал потенциал
каждого человека на благо всех. Казалось, что именно здесь находится неисчерпаемый потенциал
само­бытного пути развития России.
Рационализм европейского мира, по их мнению, способен загубить особую духовность России.
Славянофилы вы­ступали за реанимацию истоков русской культуры, очищение их от напластований
лицемерного официоза, от казенных юридичес­ких норм как петровских, так и послепетровских
времен.
Воспитанные в ра­ционалистическом духе интеллигенты-западники (профессора Т.Н.
Грановский, М.Г. Павлов, М.М. Стасюлевич, критики и мыс­лители Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов,
А.И. Герцен и др.) исхо­дили из признания единства мировой истории и включенности России в
единый мировой процесс. По своим российским корням они типологически были близки соратникам
Петра I. Русский традиционализм они пытались сокрушить, призвав на помощь за­падный опыт.
Ключевым понятием в их теориях стал прогресс. Прогресс являлся для них основным
критерием для отбора тех европейских идей, которые России следовало усвоить в пер­вую очередь.
Такими идеями стали либеральные концепции «граж­данского общества», гражданских прав,
конституции — все, что позволяло России стать вровень с европейской цивилизацией. Сле­довало
разработать оптимальные пути их «вживления» в ткань рос­сийского общества.
Западники отстаивали ценность свободы личности без этого, по их мнению, будет мертво
любое общественное устройство. Не стала исключением и русская община, на которую возлагали