Стр. 174 - 2

Упрощенная HTML-версия

становлению личности. И роль воспитателя свободолюбивой души взяла на себя только что
народившаяся русская литература.
Но понятие свободы в России подверглось заметной корректировке. В России, как нигде в
мире, сложилось представление о двух свободах: внешней, зависящей от власти, и внутренней как
ре­зультате индивидуального духовного развития. Внешняя свобода – это свобода юридическая, т.е.
гражданские права, гарантированные конституцией. Но в условиях Российской империи
возможности реализации свободы в этом европейском смысле были весьма ограничены. Более того,
для русского человека более значимой и понятной стала внутренняя свобода, «тайная свобода» как
важнейшее условие для становления личности, но условие недостаточное. Пафос декабристского
поколения лю­дей состоял в том, что, ощутив себя полноценными личностями по внутренним
параметрам, они желали привести в соответствии со своим мироощущением и внешние
обстоятельства жизни. То есть личное преуспевание в соответствии с многовековой православной
традицией являлось недостаточным.
Поэтому идеал свободного служения благу Отечества стал основой мироощущения в культуре
этого времени. По своей гуманистической направленности этот национальный порыв гордой
свободы был очень близок ренессансному ощущению обновляющегося молодого мира. Однако
доказав свое могущество в борьбе с Наполеоном, русское самодержавие оказалось бессильным
изменить к лучшему жизнь своих подданных. У образованного дворянства это вызвало горечь,
разочарование и желание «подтолкнуть» власть, «подсказать» просвещенному государю. Но
государственная власть, чиновное окружение императора не собирались поступаться своей
монополией на преобразователь­ную деятельность. Результатом этого взаимного непонимания стало
появление декабризма. Негласное «благородное» соглашение про­свещенного дворянства и власти,
которое было нарушено событиями1825 г. После краха декабризма постепенно начался и распад
куль­туры «пушкинского» типа.
О любви к отечеству в России говорили и писали и в XVIII веке. Но с особой силой это чувство
стало доминантой национального самосознания только в начале XIX века. Важнейшее значение для
роста патриотизма имели два события: Отечественная война 1812 года и создание Н.М. Карамзиным
своей истории России. Труд Карамзина стал первым, широко востребованным историческим
произведением. Даже дамы, привыкшие к любовным романам, с увлечением читали «Историю
государства Российского».Пушкин отмечал, что «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным
как Америка - Колумбом».
Интерес к Отечественной истории свидетельствовал не только о патриотизме, но и о другом, не
менее важном явлении культуры XIX века, – о самосознании. В отечественной мысли был накоплен
интеллек­туальный потенциал размышлений, в первую очередь о судьбах России, о соотношении
народного и национального в ее разви­тии. Растёт интерес к русской национальной культуре,
ключом для понимания которой является сам народ. Народ, сохранивший национальную культуру, в
отличие от европеизированного дворянства, представители которого часто русский язык знали хуже
иностранных.
Причём содержание понятия «народность» в интеллигентской среде существенно отличалось
от официальной его трактовки. Предпи­санный сверху «патриотизм» не приживался в среде
интеллиген­ции. Освоение темы народа начиналось с внимания к народному быту, подробностям
народной жизни, речи. Пушкинская поэма «Руслан и Людмила» была поэтическим открытием мира
русской сказки. В 20—30-е гг. сосланный на Кавказ А.А. Бестужев (Марлинский) присылал оттуда
издателю Н.А. Полевому солдатские сказ­ки и песни. В эти же годы взошла звезда поэта-самоучки
А.В. Кольцова.
Колоссальное значение для самосознания русской культуры имело появление
«Философического пи­сьма» Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856). Обозрев русскую историю,
Чаадаев сделал шокирующий вы­вод: мы – хуже всех. По его мнению, в России царят «мертвечина и
застой», «внешнее и внутреннее» духовное рабство, которое не дает надежды на достойное будущее.
В прошлом России автор не увидел формирования собственных источников для культурного
раз­вития: «мы сами не создали ничего оригинального», а усвоение чужо­го культурного опыта
совершилось формально и бестолково. Он писал: «Мы явились в мир как незаконнорожденные дети,
без наследства и не усвоили себе ни одного из поучительных уроков минувшего». В результате
получалось: «...мы не принадлежим... ни к Западу, ни к Востоку и не имеем традиций ни того, ни
другого».