Стр. 176 - 2

Упрощенная HTML-версия

столько надежд славянофилы. «Община – это детище земли – усыпляет человека, присваивает его
независимость».
Заслугой славянофилов стало изучение крестьянской культуры и отношений внутри общины,
которую всерьез никогда не изучали. Энтузиасты общинной идеи внесли огромный вклад в изучение
народной культуры: собирали фольклор, сказки, приметы, пред­меты быта, записывали обряды и
обычаи, разговорный язык кре­стьян.
Заслугой «западников» перед русской культурой стало усвое­ние многих новых идей и
интеллектуального опыта Европы, пере­вод книг европейских писателей и мыслителей (Шеллинга,
Гегеля, Гете и др.), издание энциклопедий, справочников, стремительное развитие естественных наук
в России. С идеей «прогресса» в Россию пришла и социалистическая идея, которая получила форму
народничества, а позже – марксизма. С обоснованием приоритета личности в России стали
утверждаться либеральные идеи, появи­лись сторонники реформаторского пути развития.Западников
и славянофилов сближало то, что они были оппозиционны самодержавному государству с его идеей
официальной народности, а также абсолютная нетерпимость к чужому мнению, нежелание
«вслу­шаться» в доводы собеседника.
Развитие светской интеллектуальной жизни в России привело к появлению особого феномена –
интеллигенции. Как специфическая общественная группа, она имеет несколько признаков. Во-
первых, это образованные люди, которые профес­сионально занимаются интеллектуальным трудом.
Во-вторых, они делают это вне системы государственной службы. Особенностью русской
интеллигенции были ее социальные истоки, в качестве которых выделились две социальные группы:
образованные и обедневшие дворяне (современники называли их «кающимися дворянами») и
средние слои населения, получив­шие какое-либо образование – разночинцы.
Богатыми были менее 1% дворян. Значительная часть выходцев из дворянского сословия
должна была зараба­тывать себе на жизнь интеллектуальным трудом: литератора, ху­дожника,
профессора, архитектора, музыканта. Оставалось только звание дворянина. Поскольку они оказались
практически вне сво­его сословия, их в обществе и называли «кающимися дворянами».
Разночинцы – это дети офицеров, чиновников, крестьян, куп­цов, священнослужителей,
которые сумели получить образование и зарабатывали себе на жизнь интеллектуальным трудом. Они
часто не понаслышке знали, что такое бедность и униженность, поэтому высоко ценили трудно
доставшееся образование.
Таким образом, первой чертой русской интеллигенции стала ее оторванность от других
социальных групп, т. е. маргинальность. Отсюда и природная черта русской интеллигенции –
дистанцированность от государства, радикально отличающая ее от прежних просветителей.
Сотрудничество с властью всегда оце­нивалось чрезвычайно низко в интеллигентской среде. Русская
интеллигенция с самого начала формировалась в оппозиции к власти и неприятии всего
официального. Наконец, невостребованность интеллигенции в чиновничьем государстве, бессилие
изменить к лучшему устройство общества вызвали у интеллигенции чувство вины и долга перед по
отношению к народу. Главным для интеллигента в России стало не собственно знание, а знание для
пользы народа. Также отметим и при­оритет нравственных мотивов в интеллектуальной жизни как
ещё одну русской интеллигенции.
Книга, мысль стали центром нового «интеллигентского» типа куль­туры, который
сформулировал русскую идею, альтернативную официальной народности. Появляются
обществен­но-политические кружки, объединяющие людей вокруг лидера или вокруг идеи.
Специфически интеллигентской формой интеллектуальных ком­муникаций 40-х гг. стали публичные
лекции университетской про­фессуры: историков-западников Т.Н. Грановского и К.Д. Каве­лина.
Оба профессора обладали ораторским талантом и умением вести диалог со слушателями. Вокруг них
сформировались сту­денческие кружки.
С появлением интеллигенции центр высокоинтеллектуальных размышлений постепенно
перемещается в университеты. Только в Московском университете в 40-е гг. училась 1000 студентов.
Дети потомственных дворян занимали среди них менее 20%. Основную массу составляли дети
разночинцев, священнослужителей, купцов, мещан, восприимчивые к идеям свободы, склонные к
проявле­ниям фронды.
Появились молодежные кружки, которые занимались не толь­ко размышлениями, но и ставили
вопрос о политическом дейст­вии. Их суждения отличались большим радикализмом и нередко