напряжение, душевная сосредоточенность, близкая к меланхолии. Трактовка образа Головкина
полностью соответствует отзывам о нём современников: «…старец, почтенный во всех отношениях,
осторожный и скромный: с образованностью и здравым рассудком…Он любил своё отечество…его
подкупить было невозможно,.. упрекнуть его нельзя было ни в чём»[2].
Загадкой для современных искусствоведов стал выполненный Никитиным портрет
«Напольного гетмана». Не ясно, чей это портрет: Мазепы, Полуботка, Скоропадского или графа
Казимира Яна Сапеги? В любом случае мастер смог создать сложный психологический образ,
который будто наедине с собой поглощён трагическими переживаниями.
Глубокой личной скорбью и величием преисполнена картина Никитина «Пётр I на смертном
ложе». Также Никитину приписывают авторство знаменитого портрета Петра в круге. В данном
случае образ Петра поражает сочетанием силы, величия и трагического духовного одиночества,
усталости.
Кисти Никитина также принадлежит портрет Сергея Строганова в стиле рококо.На портрете он
предстаёт перед нами как изящный, немного жеманный кавалер, завидный жених, желанный
посетитель ассамблей и прочих увеселений. Взгляд Строганова томный и рассеянный, а на губах
лёгкая улыбка. Но сквозь блеск этой светской оболочки проглядывают личные качества
портретируемого. Его энергичность и жадный интерес к жизни.
Андрей Матвеевич Матвеев (1701-1739) учился в Голландии в Академии художеств. Крупные
работы Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала здания Двенадцати коллегий и др.) не
сохранились. Лирическая одухотворенность работ Матвеева отличает его от нередко суровых и
несколько аскетичных работ Никитина. А. М. Матвеев был учителем таких известных живописцев
середины века, как И. Я. Вишняков и А. Г. Антропов. Из нескольких известных теперь портретов
наиболее известен «Автопортрет с женой», в котором замечательно переданы внутренняя близость
обоих персонажей, их любовь и дружелюбие, ласковая внимательность и нежность друг к другу. Для
национальной ментальности было новинкой откровенное воспевание любовного союза. Вместе с тем
художник подчеркнул у героев внутреннюю свободу, уверенность в своих силах, незаурядную
индивидуальность.
В 1728 г. Матвеев написал портрет А.П.Голицыной, которая происходила из старинного
боярского рода, была княгиней и статс-дамой и вместе с тем «князь-игуменьей» петровского
«Всешутейного собора» и «шутихой» Екатерины I ( «Катьки безродной», как называли царицу
придворные между собой). Художник охарактеризовал её метко и резко, правдиво передав
болезненно-одутловатое лицо с высокомерным обиженным выражением.
В первой половине XVIII в. в России работало много иностранных художников. Некоторые из
них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди них наиболее
известны И. Г. Таннауэр, Л. Каравак. Творчество марсельца Караквака, создавшего целую галерею
портретов царской семьи, было образцом нарождающегося стиля рококо. Об этом свидетельствуют
изысканность и грандиозность движений, жеманство жестов и театральность в его картинах, как,
например, в детских портретах.
Художники середины века не учились за границей, они учились дома, по старинке, сохраняя
традиции старой русской живописи. Поэтому их произведения отличались удивительными
контрастами старого и нового, парсунного и европейского. Русская специфика проявлялась, прежде
всего, в отношении к человеку, особой эмоциональной окраске, а уж потом в технике.
Именно в это время создают свои портреты И.Я. Вишняков. А.П. Антропов, И.П. Аргунов. В
своём творчестве они более архаичны, чем предшественники, они как бы делают шаг назад. Но их
живописный язык уже претендует на собственное, хотя и наивное, новаторство и большую
оригинальность. «Откат» в художественном мастерстве был чисто внешним. Прорыв же произошел в
другом. Русские живописцы начали создавать собственную живописную школу. И ее основой стал
женский портрет, который называют феноменом культуры XVIII века.
И.Я. Вишняков. И.П. Аргунов и А.П. Антропов начинают серию женских портретов. Это
портреты-маски, портреты-символы. Изображенные на них дамы полны очарования и загадки,
словно маски на карнавале. На портретах предстают не столько изображения конкретных женщин,
сколько представления XVIII века, как должна выглядеть женщина с таким именем и с такой
судьбой.
Среди самобытных русских живописцев отметим Ивана Яковлевича Вишнякова (1699 -1761).
Он не стал слепым копиистом манеры своего учителя Каравака, познакомившего Россию с