Стр. 149 - 2

Упрощенная HTML-версия

Решительно и необратимо русское искусство принимает присущие новому времени средства
передачи облика окружающего мира. При изображении человека предпочитаются состояния
напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В обиход входит прямая перспектива,
сообщающая глубинность и объемность изображению на плоскости. Художник в бликах и тенях
прослеживает направление света, учитывает расположение его источника, число источников,
характер освещения, его цвет, задумывается над взаимоотношениями цвета и света, над ролью цвета
как одного из средств построения объема и пространства. Становится необходимым умение
убедительно изобразить конкретный материал, будь то металл или мех, ткань или стекло. Начинает
формироваться реалистическое искусство.
Русские художники и зодчие приобретают опыт, занимаясь под руководством приезжих
мастеров. Большое значение имело учреждение Петром в 1724 году «Академии, или социетета
художеств и наук», то есть Академии наук с художественным отделением. Кроме того,
художественное образование строится по-другому. Это, прежде всего, работа «с образца». Сам метод
характерен и для древнерусской культуры. Однако ХVIII век вносит в него важнейшее отличие:
теперь копируют произведения эпохи античности и нового времени, то есть избирается
принципиально иной образец. В этом качестве выступают гравюры, картины, портреты, статуи,
чертежи и модели зданий. Не менее важны и непосредственные указания самого учителя —
живописца, рисовальщика, гравера или зодчего. Секреты мастерства ученик познает в совместной
работе.
Работа с натуры — значительнейшее завоевание русского искусства начала ХVIII века,
означающее совершенно иную ступень по сравнению с прошлым. В обиход входят новые материалы
– холст, масляные краски. Столь же существенным и немыслимым для старой Руси было
совершенствование мастерства в зарубежной поездке.
Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная
живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома.
Портретная живопись составляет одну из вершин культуры XVIII века, можно даже сказать, века
портрета. Более того, была сформирована национальная живописная школа. Портрет стал
выражением про­снувшейся индивидуальности, осознающей самоценность личности. Люди нового
времени словно всматривались в самих себя и стремились показать свое лицо потомкам. Но такими
ли они были на самом деле или такими хотели казаться самим себе и потомкам?
В живописи барокко проявилось гуманистическое мировоззрение с новым взглядом на
человека как носителя разума и воли, прославлялась внесословная ценность личности – гражданина,
слуги Отечества. Поэтому люди изображались активными, энергичными, с гипертрофированным
преувеличением черт характера. Внимание художника сосредоточивалось на лице как источнике
информации. Расширялась сюжетность портрета.
Существовало два вида портрета: парадный и камерный. Для парадного портрета характерна
особая приподнятость, пышность, подчеркнутое величие, мастер изображал модель в полный рост,
подбирая торжественную позу, детали парадной одежды, особенности богатого интерьера. Задача
парадного портрета: утверждение нового облика российского дворянства, демонстрация социальных
достижений, то есть сословной принадлежности, чинов, наград и достатка.Камерный портрет – это
поясное или погрудное изображение по характеру более интимное, чем парадный портрет. Его
задача – передать внутренний мир, чувства, индивидуальность личности. Первыми художниками,
чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев.
Иван Никитьевич Никитин (1690-1742) - сын священника, петровский пансионер, стажировался
в Италии, после чего был пожалован званием «гофмалера» – придворного художника. Никитин
заложил основы русского парадного портрета «с психологией». Работ, принадлежавших его кисти,
сохранилось немного.
Наиболее известная из них – портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечательный не только
точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного,
волевого государственного деятеля. Здесь художник с особой тщательностью изобразил награды
царедворца: Андреевскую ленту, голубой бант ордена Белого Орла и т д. Широкими и уверенными
мазками художник точно прописал фактуру материалов: и коричневого кафтана на сиреневой
подкладке, и золотого позумента, и белой рубашки, и шейного платка, и локонов роскошного парика.
Но, всё же, акцент сделан на лицо канцлера: внимательный взгляд, немолодое, усталое лицо
человека, познавшего все тайны русского двора. Также здесь чувствуется предельное внутреннее