Решительно и необратимо русское искусство принимает присущие новому времени средства
передачи облика окружающего мира. При изображении человека предпочитаются состояния
напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В обиход входит прямая перспектива,
сообщающая глубинность и объемность изображению на плоскости. Художник в бликах и тенях
прослеживает направление света, учитывает расположение его источника, число источников,
характер освещения, его цвет, задумывается над взаимоотношениями цвета и света, над ролью цвета
как одного из средств построения объема и пространства. Становится необходимым умение
убедительно изобразить конкретный материал, будь то металл или мех, ткань или стекло. Начинает
формироваться реалистическое искусство.
Русские художники и зодчие приобретают опыт, занимаясь под руководством приезжих
мастеров. Большое значение имело учреждение Петром в 1724 году «Академии, или социетета
художеств и наук», то есть Академии наук с художественным отделением. Кроме того,
художественное образование строится по-другому. Это, прежде всего, работа «с образца». Сам метод
характерен и для древнерусской культуры. Однако ХVIII век вносит в него важнейшее отличие:
теперь копируют произведения эпохи античности и нового времени, то есть избирается
принципиально иной образец. В этом качестве выступают гравюры, картины, портреты, статуи,
чертежи и модели зданий. Не менее важны и непосредственные указания самого учителя —
живописца, рисовальщика, гравера или зодчего. Секреты мастерства ученик познает в совместной
работе.
Работа с натуры — значительнейшее завоевание русского искусства начала ХVIII века,
означающее совершенно иную ступень по сравнению с прошлым. В обиход входят новые материалы
– холст, масляные краски. Столь же существенным и немыслимым для старой Руси было
совершенствование мастерства в зарубежной поездке.
Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная
живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома.
Портретная живопись составляет одну из вершин культуры XVIII века, можно даже сказать, века
портрета. Более того, была сформирована национальная живописная школа. Портрет стал
выражением проснувшейся индивидуальности, осознающей самоценность личности. Люди нового
времени словно всматривались в самих себя и стремились показать свое лицо потомкам. Но такими
ли они были на самом деле или такими хотели казаться самим себе и потомкам?
В живописи барокко проявилось гуманистическое мировоззрение с новым взглядом на
человека как носителя разума и воли, прославлялась внесословная ценность личности – гражданина,
слуги Отечества. Поэтому люди изображались активными, энергичными, с гипертрофированным
преувеличением черт характера. Внимание художника сосредоточивалось на лице как источнике
информации. Расширялась сюжетность портрета.
Существовало два вида портрета: парадный и камерный. Для парадного портрета характерна
особая приподнятость, пышность, подчеркнутое величие, мастер изображал модель в полный рост,
подбирая торжественную позу, детали парадной одежды, особенности богатого интерьера. Задача
парадного портрета: утверждение нового облика российского дворянства, демонстрация социальных
достижений, то есть сословной принадлежности, чинов, наград и достатка.Камерный портрет – это
поясное или погрудное изображение по характеру более интимное, чем парадный портрет. Его
задача – передать внутренний мир, чувства, индивидуальность личности. Первыми художниками,
чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев.
Иван Никитьевич Никитин (1690-1742) - сын священника, петровский пансионер, стажировался
в Италии, после чего был пожалован званием «гофмалера» – придворного художника. Никитин
заложил основы русского парадного портрета «с психологией». Работ, принадлежавших его кисти,
сохранилось немного.
Наиболее известная из них – портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечательный не только
точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного,
волевого государственного деятеля. Здесь художник с особой тщательностью изобразил награды
царедворца: Андреевскую ленту, голубой бант ордена Белого Орла и т д. Широкими и уверенными
мазками художник точно прописал фактуру материалов: и коричневого кафтана на сиреневой
подкладке, и золотого позумента, и белой рубашки, и шейного платка, и локонов роскошного парика.
Но, всё же, акцент сделан на лицо канцлера: внимательный взгляд, немолодое, усталое лицо
человека, познавшего все тайны русского двора. Также здесь чувствуется предельное внутреннее