проёмов, зубчатые увенчания стен, башни и башенки) и традиции национальной архитектуры
(сочетание красного кирпича и белого декора, арочные проёмы, языческие орнаменты).
Но, несмотря на заслуги и талант, академик Флорентийской и Болонской академий, профессор
Римской, в России Баженов не мог найти взаимопонимания с императрицей. Большая часть его
грандиозных проектов не была воплощена в жизнь. Среди них проект глобальной реконструкции
Кремля и загородной резиденции Екатерины в деревне Царицыно. Особенно трагична судьба
последнего проекта: ансамбль, на постройку которого Баженов потратил девять лет жизни, уже
почти готовый, по приказу императрицы был разрушен.
Более счастливо сложилась творческая биография Матвея Федоровича Казакова (1738–1812),
самого, пожалуй, яркого представителя московской школы зодчества, мастера зрелого (строгого)
классицизма. Им было возведено очень много зданий в Москве как общественных, так и усадеб.
Самыми известными работами М. Ф. Казакова являются здание Сената в Кремле (1787 г.),
Благородного собрания (1784 г.) и Голицынская больница (1801 г.).
Голицынская больница – одно из крупнейших последних творений мастера. Здесь применён
излюбленный приём: ротонда, украшенная кольцами колонн, в данном случае - ионических.
Трёхэтажный корпус, в центре которого находилась церковь-мавзолей семьи Голицыных, боковые
флигеля и большой сад позади – это сочетание Казаков часто использовал при строительстве жилых
домов.
Резюмируя, отметим, что русская архитектура в течение XVIII века вышла на общеевропейский
уровень, сумела сказать своё слово во всех стилистических направлениях, и вместе с тем сохранила
свой национальный колорит.
СКУЛЬПТУРА XVIII ВЕКА
Процесс освоения новых методов в скульптуре происходил медленнее, чем в других видах
искусства. Слишком долго русские люди смотрели на круглую скульптуру, как на языческих
«болванов». В средние века она почти не развивалась, за исключением религиозной скульптуры
конца ХУ1 – ХУП вв. Перми, Вологды, Москвы. Но светской культуре нужны были иные пути
развития.
В начале ХУШ в. особенное распространение получила монументально-декоративная пластика:
горельеф с сильным отрывом пластических объёмов от фона, барельеф – низкий рельеф. Искусство
скульптуры развивалось при тесном взаимодействии с архитектурой, сохраняя лучшие традиции
деревянной золочёной резьбы. Головы в шлемах, львиные маски, золочёные статуи вместе с
дворцами и садово-парковыми постройками образуют единый декоративно-пластический поток
орнаментов. С постепенным и почти незаметным переходом от барочного стиля к рокайльному
меняется пластический ритм интерьерных украшений. Декоративный узор карнизов, наличников,
зеркал, окон и картин становится более грациозным, изящным. Насыщенные цвета сменяются более
нежной колористической гаммой с более тонкими градациями и эффектами. Роскошный декор из
гирлянд и венков, цветов, листьев и ветвей гармонично вплетается в барочно-рокайльную
архитектуру.
Становление русской круглой скульптуры было связано с именем Бартоломео Карло Растрелли
(1675 - 1744).Выходец из Флоренции, приглашенный Петром в Россию в 1716 г., создал целую
галерею барочных скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи: бюст и конная статуя Петра
(установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны
Иоанновны с арапчонком.
Бюст Петра в исполнении Растрелли – типичное произведение барокко. Об этом говорит
динамичность композиции, винтообразный разворот торса, нарядность и акцент на множественности
фактур. Искусно передана мягкость развевающихся волос и кружев жабо, фактура металлических
лат и муаровой ленты. Динамизм линий подчёркивает энергичность императора. Вдохновенная
откинутая голова передает образ подлинного героизма и величия, большой внутренней силы. В этом
бюсте воплотился не только образ личности, но и образ целой эпохи.
Бронзовая статуя Анны Иоанновны с арапчонком – наиболее выразительный и исторически
точный образ императрицы. Почти ювелирная отделка поверхности бронзы, пышность костюма,