служит им пьедесталом. Колонны дорического ордера выполняют не декоративную, как в барокко, а
несущую функцию.
Яркий образец раннего классицизма представляет замечательное творение Антонио Ринальди –
Мраморный дворец (1768 - 1785). Главным в оформлении является чёткость и пропорциональность
линейно очерченных плоскостей фасадов, лишённых выступающих частей. Здесь чисто
классицистическое построение в виде ордера, охватывающего два верхних этажа и установленного
на пьедестал, роль которого выполняет стена первого этажа. Декоративно-пластические детали на
фасадах, облицованных мрамором, просты и чётки: прямоугольные окна, строгие рамки наличников
с сандриками, прямоугольный аттик. Но множество ярко выделяющихся коринфских пилястр,
рельефные вставки между окнами второго и третьего этажей, вазоны на фронтоне, тончайше
подобранная гамма цветов (сочетание розоватых и серовато-голубоватых мраморов, при розовом
граните в облицовке первого этажа) напоминают о барокко.
Решительный поворот к строгому классицизму знаменует Таврический дворец (1783 – 1789).
Это самое значительное сооружение архитектора Ивана Егоровича Старова . Ансамбль дворца
состоит из главного, увенчанного куполом двухэтажного здания и двух выступающих боковых
флигелей с внутренними двориками. Три объема объединяются узкой одноэтажной частью
помещений. Фасады отличаются лаконизмом и строгостью, отсутствием членений, наличников,
гладью стены. Средняя часть дворца имеет шестиколонный тосканский (наиболее простой) портик,
увенчанный фронтоном. Над ним просматривается торжественный и монументальный купол.
Простыми портиками украшены и боковые флигели. Строгий и величественный экстерьер дворца
скрывает роскошь и даже театральность его интерьеров. Таврический дворец был предназначен для
торжественных приёмов и пиршеств. Внутри здания основной акцент был сделан на Купольном зале
и Большой галерее овальной формы (Овальный зал). Большая галерея делит весь комплекс на две
части. С одной стороны – комнаты, выходящие в Купольный зал, с другой – Зимний сад:
рукотворное чудо, полное экзотических деревьев, цветов, птиц и рыб в аквариумах.
Джакомо Кваренги построил целый ряд зданий, во многом определивших облик классической
архитектуры столицы конца XVIII века. Архитектура Кваренги строга и лаконична. Среди его
построек выделяются здания Академии наук (1789 г.), Эрмитажного театра и Смольного института
(1808 г.). Фасады строгого двухэтажного здания Академии наук не декорированы. Лишь над
оконными проёмами есть строгие треугольные фронтончики. Центр выделен 8-колонным
ионическим портиком, парадность которого усилена типичным петербургским крыльцом с
лестницей «на два всхода». Здание Смольного института отличается чеканной линейностью
протяжённого фасада с гладкими стенами. Центральная часть подчеркнута красивым
восьмиколонным портиком, на фронтоне здания – только герб.
Московская школа строгого классицизма связана с именами русских архитекторов
В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Настоящим шедевром архитектуры считается знаменитый Дом
Пашкова, построенный в 1784 – 1786 г. в Москве Василием Ивановичем Баженовым (1738–1799).
Центральный корпус, объединенный с боковыми флигелями низкими, одноэтажными переходами,
подчеркнут не только размерами и силуэтом, но и обработкой. Его коринфский портик, поднятый на
уровень второго этажа, противопоставлен ионическим колоннадам боковых флигелей,
начинающимся почти с земли. Над центральным объемом сооружен бельведер круглой формы,
карниз которого поддерживается парными колоннами. Характер фасадной поверхности, ордера,
орнаментика, балюстрада с вазами напоминают о барочных композициях, что отражает характерное
для московских мастеров стремление к живописности, старым традициям.
В гораздо большей мере эти устремления проявились в оригинальных творениях архитектора -
Петровском дворце и ансамбле в Царицыно. В них виден глубокий интерес автора к русской
средневековой архитектуре. В Петровском дворце своеобразно трактован портал главного входа с
его бочкообразными колоннами, башни служебных корпусов и барабан купола. Круглый зал с
куполом, возвышающимся надо всем сооружением, образует центр, вокруг которого группируются
остальные залы и комнаты. Парадный двор замкнут одноэтажными служебными корпусами, которые
прерываются восемью башнями. Ансамбль в Царицыне построен в стиле «псевдоготика». В его
оформлении причудливо переплетаются элементы европейской готики (стрельчатые завершения