Вокруг Растрелли постепенно складывается национальная архитектурная школа, формируется
единый художественный язык, для которого были характерны более монументальные и строгие
черты по сравнению с изнеженным европейским барокко. Наиболее яркий последователь великого
мастера - С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге, 1762 г.).
В Москве сложился свой вариант стиля, отличавшийся большей приверженностью к традициям
русского зодчества ХУ1 – ХУП вв. Московскую школу барокко возглавлял молодой архитектор Д. В.
Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1769 г.).
Во второй половине столетия в русской архитектуре начинает утверждаться классицизм. В
архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился, прежде всего, в ориентации на античную
(древнегреческую и древнеримскую) традицию. Строгость форм, четкие геометрические планы,
уравновешенная симметрия в композиции объемов и фасадов, доминирование центра, ясность
горизонтальных и вертикальных членений, наличие портиков и колоннад преимущественно
дорического и ионического ордера, сдержанный колорит – таковы характерные черты этого стиля. В
отличие от той роли, которую ордер играл в предшествующий период, когда элементы его
использовались как детали убранства или содействовали усилению пластики стен, он становится
теперь основным масштабом в композиции фасадов и интерьеров, выполняет несущую функцию,
поддерживая фронтон. Российские зодчие внесли в классические элементы национальные
особенности: закруглённость, мягкость объёмов и форм и собственную самобытность, что придавало
русскому стилю уникальность.
Причины утверждения нового стиля нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, известное
значение имели прочные в то время культурные связи с Западной Европой. С другой стороны,
сказались изменения идеологического и социально-экономического порядка. Идеология
Просвещения и Просвещённого абсолютизма, развитие капиталистических отношений требовали
создания сооружений «делового» характера, новых типов зданий, новых современных идей и
архитектурных решений.
В России сложились две архитектурные школы классицизма: петербургская, наиболее близкая
западноевропейской, и московская, имеющая национальные особенности. Условно архитектура
этого стиля делится на три периода:
1)ранний классицизм – 1760 –1-я пол. 1780-х гг.;
2)строгий (зрелый) классицизм – 2-я пол. 1780-х – 1800гг.;
3)поздний классицизм и русский ампир – 1800 – 1830-е гг.
Ранний классицизм является переходным от барокко этапом.В это время пробуждается интерес
к пропорциям и средствам ордерной архитектуры, при сохранении приверженности к декоративным
приёмам барокко, скромная пластика стен, членение пилястрами и полуколоннами. Строгий
классицизм создаёт торжественные и величественные сооружения, которые отличает
композиционная простота и изысканность пропорций. основная формула зданий: центр с колонным
портиком, увенчанным треугольным аттиком, и симметричные боковые флигели. Над центральной
частью – полусферический купол или бельведер. В оформлении стены ценится ровная спокойная
гладь, допуская лишь немногие детали. Специфика позднего классицизма и ампира в создании
монументальных архитектурных комплексов, призванных своим грандиозным обликом подчеркнуть
силу и величие империи.
Параллельно классицизму развивались другие стилевые направления, которые
демонстрировали собой отказ от античных традиций: псевдоготика (обращение к русскому
средневековью), шинуазри или «китайщина» (архитектура Древнего Востока), тюркери или
«туретчина» (мусульманская культура Передней Азии). Их нельзя считать полноценными стилями,
так как они проявляются в основном в особенностях декора, но не создают собственных типов
зданий или объёмных композиций.
К эпохе раннего классицизма относится здание Академии художеств в Петербурге (А. Ф.
Кокоринов, Ж. — Б. Валлен-Деламот, 1788 г.). Фасад, обращенный к Неве, выглядит очень скромно
по сравнению с барокко, сохраняя лишь некоторые элементы предшествующего стиля: арочные
окна, круглая скульптура и барельефы, обилие пилястр, рустовка первого этажа, а два верхних
объединены общим ордером. В оформлении доминирует трёхчастная, строго симметричная
композиция, типичная для большинства классицистических построек: центральная часть отмечена
портиком и куполом, два боковых крыла с выступами-ризалитами имеют более скромные портики. В
отличие от барочной традиции портики расположены не у входа, а на верхних этажах, нижний этаж