(обильное включение скульптуры в систему несомых и несущих элементов), «скульптурность»
орнаментов и чисто архитектурных деталей. К числу важнейших признаков также относятся вольное
обращение с античными и ренессансными канонами вообще, и в области ордера в частности;
«уничтожение» плоскости стены: «волнующаяся» поверхность фасадов, бесконечные «прорывы» —
двери, окна, зеркала в интерьерах.
Специфической чертой русского барокко являлись особая декоративность и обращение к
традициям древнерусского зодчества. Старомосковская традиция нарядности сохранилась и в
елизаветинское время, трансформировавшись в барочную иллюзорность: игру зеркал, позолоты и
светоносных контрастов. Символическая, эмблематически-аллегорическая условная форма декора
интерьера всегда выражала определённую тематику эпохи. При этом сохранялась общая
декоративность, зрелищность и театральность ансамбля в целом.
Параллельно развивается стиль рококо. Этот камерный, «необщественный» по происхождению
и сути стиль не отвечал задачам, выдвинутым государством, поэтому у нас он не занимает
доминирующего положения. Лишь соответственно дополняет господствующее барокко, найдя
отражение прежде всего во внутреннем убранстве. Это ощутимо в высветленной гамме (часто белое
с золотом), графичности, аппликационности декора, в специфике орнаментики, композиционных и
цветовых особенностях некоторых (тех, что лишены перспективистских эффектов) произведений
декоративной живописи, в галантности ее содержания. Сказывается рококо и в прикладном
искусстве.
Истинный расцвет русского барокко связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли (1700–
1771) – сына скульптора Бартоломео Карло Растрелли. По-русски, его также звали Варфоломеем
Варфоломеевичем. Он построил несколько великолепных зданий, считающихся настоящими
шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский
дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного
монастыря (1764 г.). Талантливый архитектор синтезировал в своём творчестве черты
западноевропейского барокко и так называемого нарышкинского стиля, создав ликующее, яркое
пластическое богатство архитектурных форм. Его грандиозных размеров произведения полны
движения. Ритм расположения колонн всё время меняется, они то расходятся по стене, то сгущаются
в букеты. Обилие колонн и углов на фасаде (плоскость стены выступает-западает) создаёт
причудливую игру светотени, постоянно изменяет вид. В оформлении фасадов господствует
красочное сочетание цветов голубого, белого и позолоты. Он ввёл в церковную архитектуру
Петербурга принцип пятиглавия, башнеобразности, оживив облик северной столицы.
На примере Воскресенского (Смольного) монастыря, особенно собора и авторской модели
колокольни, видно, как архитектор проникся богатством и живописностью форм древнерусского
зодчества. Мастер нашёл гениальное решение: в традиционно пятиглавой церкви малые главки
плотно прижаты к большой и составляют с ней как бы одно прихотливо-кружевное целое с
барочным декором. Так же здесь проявилась типичная черта русского барокко – ясность основной
композиции, несмотря на пышную декоративность и разнообразие отделки. Характерные приемы
композиции раскрываются в крупных торжественных формах фасадов. Колонны непосредственно
примыкают к массивам стен; иногда между ними и стеной введены еще промежуточные пилястры.
Целые группы колонн или напластованных одна на другую пилястр подчеркивают системами
вертикалей все углы и грани объемов здания, выделяя наиболее ответственные части композиции,
например главный въезд. Легкость «взлета» достигается во многом за счет постепенного
уменьшения рельефной насыщенности отдельных ярусов. В нижнем этаже массивы стен скрываются
за рядами колонн, а в верхнем - за плоскими лопатками.
Интерьеры церквей и дворцов в исполнении Растрелли светоносны, торжественны и
динамичны. Громадные анфилады, большие зеркальные залы, роскошь наборных паркетов… В
приёмах и формах решения интерьеров было многое от рококо, осуществлялся синтез цветущего
барокко и рококо. Дворцовая меблировка была в то время скудна, поэтому особый акцент архитектор
делал на оформлении стен и потолков посредством золочёной резьбы, лепки, скульптуры и
живописи. В загородных резиденциях императорской семьи и усадьбах вельмож впечатление
иллюзорности, игры усиливалось наличием барочного парка с террасами, катальными горками,
гротами, причудливыми по форме прудами и т.п.