Стр. 142 - 2

Упрощенная HTML-версия

Фонтана и Г. Шедель. Здание имеет высокий цоколь и украшено пилястрами, балконом и
скульптурой на парапете.
Несмотря на то, что над обликом города работали итальянцы, французы, немцы, голландцы, по
замечанию Грабаря, «физиономия Петербурга, тем не менее, не итальянская, не немецкая, не
французская, не голландская, а – петербургская»[1].
Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской
Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини. Здания, построенные под руководством
Трезини, суровы, просты и добротны. В творчестве Трезини чувствуется дух протестантской
Голландии и пуританской Англии. Его идея колокольни со шпилем при всей близости к
североевропейской бюргерской архитектуре могла быть подсказана мастеру и равнинным
петербургским пейзажем, и древнерусскими кремлёвскими и монастырскими ансамблями.
Главное детище Трезини – Петропавловский собор (1712 - 1733). Собор представляет собой
базиликальную, трёхнефную по композиции церковь со свободным внутренним пространством.
Громадная башня-колокольня со шпилем выполнена в виде единого, в несколько ярусов массива,
напоминающего европейские колокольни и ратушные башни. Такой приём был необычен для
русского глаза, привычного к схеме «восьмерик на четверике». Башню украшают широкие окна с
наличниками различной формы, пилястры, валюты, портик. Интерьер храма высок, светел, убран
живописными панно и золоченой резьбой. Резной иконостас, выполненный Иваном Зарудным в
Москве(1722-1726), похож на триумфальную арку.
Одной из крупнейших работ Доменико Трезини было здание Двенадцати коллегий. Единое
здание расчленено на 12 ячеек – «коллегий», соединённых общим коридором и галереями первого
этажа. Внешняя отделка фасадов проста: нижний этаж рустован, а два верхних объединены общими
лопатками и пилястрами. Прямоугольные окна украшены наличниками простой криволинейной
формы. Между окнами второго и третьего этажей – белые прямоугольные рамки без рельефов.
Он же строил Летний дворец Петра в Летнем саду – небольшое прямоугольное в плане
двухэтажное здание с высокой кровлей. Его фасады подчеркнуты цветным фризом под фронтоном,
простыми наличниками окон и барельефами, расположенными между окнами первого и второго
этажей, выполненными по предложению Шлютера. Углы здания рустованы.
Из числа новых по характеру сооружений выделяется Кунсткамера на берегу Невы, которую
строили И.Маттарнови, Г.Кьявери, М.Земцов. Здание имеет три этажа и разделяется башней на две
одинаковые части. Крылья музея напоминают по сдержанному оформлению фасад здания
Двенадцати коллегий. Но внимание привлекает башня в виде двух восьмериков с золоченым
куполом. Башня выдается вперед, украшена рустовкой, скульптурой в нишах, колоннадой в два
яруса и увенчана фонариком с куполом, несущим глобус. Она придает всему сооружению
торжественный вид.
В русской архитектуре шло слияние различных европейских стилистических приёмов с
древнерусскими традициями (многоцветие окраски, башни со шпилями и т.д.), в результате чего
постепенно создавался национальный стиль русского барокко. Настоящее русское барокко,
соответствующее общеевропейскому и сохранившее связь с национальными традициями, появилось
в середине столетия. Это было барокко торжествующей монархии, государственного
возвеличивания, богатства и мощи России. Если в начале века ведущими архитекторами являлись
иностранцы, то уже в 20-е годы на первый план выдвигаются их русские ученики: М.Г. Земцов, И.К.
Коробов, П.М. Еропкин, И.А. Мордвинов, Г.Н. Усов и др. Расцвет искусства и архитектуры в 40-х —
50-х годах в огромной мере связан с полным освоением идейно-образной системы и языка
художественной культуры Нового времени. Одним из последствий этого представляется
превращение древнерусского искусства из противодействующей силы, из «врага» нового – в
наследие. Ценности допетровской культуры вызывают теперь восхищение, люди 40-х — 50-х годов
начинают гордиться величием своего прошлого. Ширится стремление найти в отечественном
наследии художественные идеи, принципы и приемы, созвучные задачам тех лет. Растет желание все
это переосмыслить, переложить на язык современности, чтобы, вдохновившись достижениями
предков.
В 40-е — 50-е годы черты барокко выражаются в главенстве дворцов и храмов, в понимании
красоты как богатства и пышности, в преобладании чувства над разумом. Стиль этого периода
характеризуют и неудержимое стремление к пластике, потребность «оживить» мертвую материю