Стр. 141 - 2

Упрощенная HTML-версия

Рационализм эпохи Возрождения формирует иной идеал города – город регулярно и
рационально спланированный в единый архитектурный ансамбль. В отличие от средневековья это
уже не конечный результат исторического, во многом стихийного развития, а своего рода гигантское
произведение, создаваемое на основе проекта. Градостроительство отказывается от средневековой
радиально-кольцевой схемы в пользу параллельно-перпендикулярного устройства улиц, площадей
правильной геометрической формы, застройки по красной линии, когда фронт набережных, улиц и
площадей образуется главными, а не второстепенными, как часто было в прошлом, фасадами
построек.
Русская архитектура осваивает незнакомые прежде разновидности зданий административного,
промышленного, учебного, научного назначения. Видоизменяются уже существовавшие типы
сооружений: наряду с крестовокупольным появляется базиликальный храм; вместо хором с
плодовым садом — дворцово-парковый комплекс; преображаются городской жилой дом и усадьба.
Государство вводит образцовые проекты для массового строительства, строго разделенные по
сословному принципу на дома для «подлых», «зажиточных» и «именитых».
Изменения касаются и объемно-пространственных композиций. Зодчие охотно используют
высотные сооружения, увенчанные шпилями, что не только выделяет сами здания, но и воздействует
на силуэт города, придавая ему своеобразную «колючесть», остроту. В домах и дворцах выявляются
центр и повторяющие друг друга боковые части (фасад с тремя выступами-ризалитами или объемная
структура из трех корпусов, соединенных галереями). Входит в силу анфиладный принцип
построения системы интерьеров. Нанизанные на одну ось залы вытягиваются в более или менее
длинные вереницы, расходящиеся в стороны от центра здания. Объемные композиции, фасады,
интерьеры почти обязательно строятся по принципу симметрии.
Важнейший атрибут архитектуры нового времени – ордер – становится действенным
инструментом зодчих. С его помощью стремятся показать закономерность построения композиции,
выявить тектонику здания. Осваиваются классические образцы ордера, восходящие к наследию
античности (преимущественно римской) и Ренессанса.
Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в
России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана
принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы (Ж. - Б. Леблон, П. М. Еропкин).
Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые,
пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик
архитектуры.
Архитектура Петербурга начала XVIII столетия отличалась простотой планов и объёмностью
формообразования. Здания почти всегда имели прямоугольные очертания и анфиладную систему
расположения помещений, они строились в два или три этажа. Фасады отличались плоскостностью,
но это искупалось пластичностью форм.
Недостаток материалов, мастеров и рабочих, а также необходимость вести строительство
быстрыми темпами ограничивали практические возможности. Первые годы после основания
Петербурга(1703) дома строились из дерева, спустя два-три года начали воздвигаться посредством
применения фахверка – полуглинобитные с деревянным каркасом, и только после того, как
появились кирпичные заводы, примерно с 1710 года, стали воздвигаться кирпичные здания.
Снаружи кирпичные сооружения покрывались штукатуркой, пластические детали выполнялись
из гипса. Фасады окрашивались в два цвета: основное поле покрывалось обычно охрой, красно-
брусничным или голубым тоном. На этом интенсивном цветном фоне, традиционном для русского
зодчества, выступали белые лопатки-пилястры, тяги, карнизы, наличники окон, швы руста.
Ордерные элементы чаще объединяли второй и третий этажи, первый служил для них пьедесталом,
крыши делались высокими.
Для дворцовых сооружений, всегда очень небольших размеров, была типична трёхризалитная
структура. Центральная трёхъярусная часть, наделённая основным ризалитом, возвышалась над
двухэтажными боковыми частями. Именно такой облик имел, в частности, первоначально Большой
Петергофский дворец.
Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает
распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода –
дворец А. Д. Меншикова на берегу Невы. Над его сооружением работали архитекторы Дж. - М.