Стр. 140 - 2

Упрощенная HTML-версия

Русскому музыкальному искусству ХУШ в. удалось при сохранении национальной
самобытности и традиционности довольно быстро освоить светские жанры и формы европейской
музыки, создать национальную композиторскую школу.
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ В XVIII ВЕКЕ
Трудно однозначно определить стиль архитектуры петровского времени. В силу ускоренного
освоения Европейского опыта, обнаруживаются черты и барокко, и рококо, и классицизма. Рус­ское
искусство XVIII в. заимствовало барокко и рококо, смешивая их в самых немыслимых сочетаниях.
Практически барокко и рококо в России «разговаривали» на одном художественном языке.
Усвоенный из Европы художественный стиль середины XVIII века называют то «русским барокко»,
то «елизаветинским рококо». Более того, иностранные мастера дополняли стилевое разнообразие
различными национальными традициями. При этом доминирующим, связующим звеном между
стилями являлось барокко.
Художественный язык барокко - это торжественность, пышность форм, нарядность и
прихотливость декора, контрастные цвета – лазоревый, синий, малиновый в сочетании с белым,
обилие позолоты. Он вполне отражал желание имперской России утвердиться в своей
европейскости, поразить Европу богатством и величием. Духу обновлявшейся России
соответствовала театральность, экзальтированность барок­ко, которое описывалось не иначе, как
словами «роскошное», «величавое», «божественное», «великолепное» и т. п.
Рациональность Ренессанса в барокко сменяется иррациональностью. Зодчие барокко явно
предпочитают декоративное начало архитектуры. Барокко в архитектуре характеризуется
приоритетом, преобладанием пластического начала над началом тектоническим. Конструкция
обычно приукрашивается декоративными частями, которые нередко создают превратное
впечатление о ней. Фасады имеют цель как бы «заслонить» основную часть здания. Декоративные
приемы отделки ведут к значительному обогащению фасадов, в композиции которых обильно
используются выступы и уступы, элементы ионического и коринфского ордера — пилястры,
полуколонны и полные колонны, вплотную приставленные к стене и создающие богатый рельеф. В
архитектуре приобретают распространение явно деконструктивные, разорванные части: портики,
фронтоны, валюты и т.п. Широко применяются сложные криволинейные формы наличников вокруг
окон разного размера и вида, рустовка, каменная и декоративная деревянная скульптура,
интенсивная расцветка зданий, а в интерьере – позолоченная деревянная резьба и живопись.
В русское зодчество стиль проник в конце ХУП в. и существовал первоначально в виде
московского барокко или так называемого «нарышкинского стиля», где западноевропейские
орнаментальные приемы накладывались на средневековую структуру, традиции белокаменного
узорочья.
Но по-настоящему широкое влияние на архитектуру России стиль приобрёл в первой половине
ХУШ в. и, прежде всего, при строительстве новой столицы. В петербургской истории барокко
выделяются два периода: 10-е – 30-е гг. – «петровское барокко», 40-е – 50-е гг. – «русское барокко».
Демократические симпатии Петра, его рационализм, увлечение бюргерской расчётливой,
индивидуалистической, утилитарной культурой, которое уживалось у Петра с тенденцией к
абсолютистской регламентации строительства – всё это способствовало утверждению северного
голландского варианта барокко в раннем Петербурге – более сдержанного в декоре, строго
симметричного, уравновешенного по композиции, лишённого мистицизма и аффектированности
итальянского и немецкого барокко. Аллегории и символы выражали конкретные идеи Петра,
поэтому не были так абстрактны, как у европейских мастеров.
К концу жизни Петра появилось тяготение к более нарядным праздничным формам
французского образца. Когда Северная война была окончена, а Россия была признана империей,
великолепие Версальского двора стало привлекать Петра больше, чем скромное искусство
голландцев. Это привело к формированию придворно-аристократического варианта барокко, для
которого характерны одновременно изысканность и сдержанность архитектурных деталей,
приверженность к высоким мансардам и кровлям.