– 1860 гг. театр действовал в Омском каторжном остроге. Его актёром и автором пьес довелось быть
каторжнику Ф.М.Достоевскому.
В драматургии второй половины XVIII века важное место занимала классицистическая
трагедия. Сюжет её, как правило, утверждал образ человека, готового к борьбе за высокие идеи,
преодолевавшего личные интересы и чувства во имя общественных или государственных идеалов.
В последние годы XVIII века классицистическая трагедия была представлена на русской сцене
как переводами пьес П. Корнеля и Ж. Расина, так и произведениями отечественных авторов А. П.
Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХУШ ВЕКА
Не видя в музыке средства решения практических задач, Пётр не уделял её развитию особого
внимания, рассматривая её лишь как средство внесения в общественную жизнь большего блеска,
разнообразия, оживления. Музыка сопровождала балы, парады, ассамблеи, театральные
представления. Создавались полковые духовые оркестры и домашние оркестры (у Меншикова,
Головина, Апраксина, Строганова, Прокоповича). Появились первые регулярные концерты. В
дворянской среде распространялось любительское музицирование. В Петербурге была создана
Придворная капелла. Широкое распространение получило партесное хоровое пение. Появился и стал
массовым жанр «кант» - трёхголосая песня без сопровождения. Широкое распространение получили
канты-виваты, прославлявшие победы русского оружия, достоинства военачальников. Существовали
и лирические канты. Влияние этого жанра ощущалось очень долго: гимнополонез О.А.Козловского
на стихи Державина «Гром победы, раздавайся» (1791), знаменитое «Славься» в финале оперы
М.И.Глинки «Жизнь за царя» (1836). Таким образом, музыка стала входить в обиход высших слоёв
общества.
30-е – 40-е годы можно назвать новым этапом в русской музыкальной культуре. В столицах и
провинциальных городах началось увлечение европейской оперной и инструментальной музыкой. В
Москве и Петербурге выступали итальянская, французская, немецкая оперные труппы, но в их
спектаклях с каждым годов возрастает роль русских певцов (Белоградская, Полторацкий). При дворе
Анны Иоанновны устраивались регулярные представления оперно-балетных спектаклей.
Во второй половине столетия музыкальная жизнь в России становится более сложной и
разнообразной. Создаются вольные, любительские и крепостные музыкальные театры,
распространяется публичная концертная деятельность. В Москве в 1780 г. открылся Петровский
театр М.Медокса – предтеча будущего Большого. В репертуаре исполнителей наряду с европейской
музыкой особое место начинают занимать произведения отечественных авторов. Формируется
национальная композиторская школа, уходящая корнями в хоровую духовную и народную музыку,
но испытавшая и влияние корифеев Европы: Моцарта, Гайдна, Глюка. Характерные её черты –
демократизм и национальная самобытность образов, интерес к темам и сюжетам из народной жизни.
В центре внимания русских композиторов находилась опера, главным образом, комическая,
основанная на чередовании вокальных номеров с разговорными сценами. Первая русская опера
«Анюта» на текст Попова была поставлена в Царском селе в 1772 г. Автором музыки,
предположительно, являлся Василий Алексеевич Пашкевич. Им также написаны оперы «Несчастье
от кареты», «Санктпетербургский гостиный двор», «Скупой». Другим крупным музыкальным
деятелем был Евстигней Ипатович Фомин – автор опер «Ямщики на подставе», «Американцы»,
«Орфей». Гордость российской композиторской школы Дмитрий Степанович Бортнянский кроме
трёх опер («Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник») сочинил 45 духовных концертов для
хора, романсы, песни, гимны, инструментальные пьесы. Начало русской скрипичной школы
положил композитор и скрипач Иван Евстафьевич Хандошкин. Основу музыкального языка
составлял классицизм. В духе сентиментализма работали сочинители романсов Ф.М.Дубянский и
О.А.Козловский.
Интерес к музыке привёл к становлению специального образования. Музыкальные классы
существовали в Смольном институте, в Академии художеств и в армии, где обучали играть на
духовых инструментах. В 1738 г. в Петербурге была открыта балетная школа, на основе которой в
1779 г. создана театральная школа (ныне хореографическое училище). С 1773 г. в Московском
воспитательном доме начали обучать балетному и вокальному искусству, инструментальной музыке.