Стр. 136 - 2

Упрощенная HTML-версия

долгом и любовью. Он автор нескольких трагедий ( «Хорев», «Ярополк и Димиза», «Димитрий
Самозванец» и др.), ряда комедий ( «Чудовищи», «Нарцисс», «Лихоимец» и др.), чудесных песен и
романсов, основатель жанра басни (более 370 басен).
В 60-е годы в литературу пришла целая плеяда молодых поэтов. Среди них особо выделялись:
самый крупный представитель позднего классицизма Михаил Матвеевич Херасков (1733 – 1807) –
создатель жанра национальной эпической поэмы («Чесменский бой», «Россиада» и др.), а также
основатели иронической комической поэмы Василий Майков («Игрок Ломбера») и Ипполит
Богданович («Душенька»).
Крупнейшим поэтом второй половины ХУШ в. был Гавриил Романович Державин (1743 –
1816). Он отходил от классицистических канонов, пытаясь найти свой собственный художественный
метод. Ода «Фелица», написанная в 1783, принесла ему славу одного из первых поэтов России. В
ней, так же как и в других произведениях этого периода («Бог», «Осень во время осады Очакова»,
«Видение Мурзы», «Водопад»), в полной мере отразилось поэтическое новаторство Державина. В
классическую структуру оды он вводил элементы сатиры и элегии, т.е. соединял слова «высокие» и
«низкие», что вело к лексическому сдвигу в сторону простонародной лексики и открывало дорогу
развитию реалистического языка. Впервые в русской литературе поэт использовал так называемый
прием «образной звукописи», создававший у слушателя определенные художественные образы.
К началу 1790 г. ода перестала быть ведущим жанром его поэзии, классицизм с его четкой
структурой и делением на стили сменился обращением к анакреонтической поэзии, прославлявшей
земную жизнь и простые человеческие радости: наслаждение любовью, природой, красотой
вещественной, сетования на краткосрочность человеческой жизни. В 1804 был издан целый сборник
«Анакреонтических песен».
Реалистические тенденции нашли яркое воплощение в творчестве Дениса Ивановича
Фонвизина (1744–1792) – автора комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля». Это были
первые русские социально – политические комедии. По форме произведения Д. И. Фонвизина имели
еще очень много общего с литературой классицизма: соблюдалось единство времени и места, героям
даны «говорящие» фамилии: Простакова, Вральман, Скотинин, Правдин и пр. В то же время
трактовка персонажей менее условна: в образах госпожи Простаковой, Митрофанушки, Бригадирши
читатели узнавали своих современников, их характеры выписаны более тонко и реалистично.
Творчество Д. И. Фонвизина оказало огромное влияние на развитие русской культуры. В его
комедиях сильна антикрепостническая направленность. Многие фразы из его произведений стали
крылатыми («Не хочу учиться – хочу жениться»), имя Митрофанушки превратилось в
нарицательное.
В 90-е годы в литературу пришёл сентиментализм. Это направление отмечено повышенным
интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира.
Сентиментализм демократичен: он отвергает сословную принадлежность как оценочный критерий.
Для сентиментализма характерна оценка человека, исходя из того, в какой мере он способен на
большие, искренние и глубокие чувства. Главный герой в рамках сентиментализма крайне раним и
беззащитен, он полностью погружён в мир своей личной жизни.
Основоположником сентиментализма в русской литературе явился Николай Михайлович
Карамзин (1766 – 1826). Повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» были признаны
наиболее яркими проявлениями сентиментализма в его творчестве. Но если в первой развивалась
крестьянская тема, передавались все перипетии любви, тончайшие оттенки чувств, то другая ценна
как первый опыт сентиментальной идеализации нашего прошлого. Карамзин – автор множества
любовных стихов, проникнутых меланхолической грустью. Главный его труд «История государства
Российского» (1818) впервые отразил определенную историческую концепцию, создал первый миф о
России. Автор, прославляя пользу самодержавия, показывал в то же время губительные следствия
деспотизма, рассказывал о мужестве народа в борьбе с врагами отечества.
Русская литература в ХУШ в. прошла удивительный путь развития, создав предпосылки для
бурного её расцвета уже в начале следующего столетия.
РУССКИЙ ТЕАТР В XVIII ВЕКЕ
Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность и стал достоянием широких
масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.