Стр. 137 - 2

Упрощенная HTML-версия

Светский театр родился ещё при царе Алексее Михайловиче, по приказу которого в
подмосковном селе Преображенском была построена «комедийная хоромина». Непосредственным
организатором, автором пьес и режиссером был лютеранский пастор Иоганн Грегори, а актерами –
молодежь Немецкой слободы. Явившись забавою двора, театр носил замкнутый дворцовый характер.
Он просуществовал с 1672 по 1776 гг. до смерти Алексея Михайловича.
Интерес Петра 1 к театральному искусству был связан с возможностью использовать
зрелищные мероприятия для пропаганды своих преобразований. В 1702 году Петр санкционировал
создание Публичного театра, рассчитанного на массовую публику. Специально для него на Красной
площади в Москве было выстроено здание – «Комедиальная храмина», где проходили спектакли
немецкой труппы И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не
имели, да и царь был недоволен репертуаром, требовал пьес на русском языке, которые имели бы не
более трех действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не слишком
грустны, не слишком серьезны, не слишком веселы. Петр желал сделать театр выразителем своих
побед, но его немецкие комедианты этого сделать не смогли. В 1706 году театр прекратил свое
существование. Но, в соответствии с духом времени, широкое распространение получили
всенародные масштабные действия: триумфальные шествия, маскарады, фейерверки.
После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны, страстной
любительницы театра, театральное дело в России снова пришло в упадок из-за равнодушия к нему
Екатерины I и Петра II. Дворцовые спектакли стали весьма редким явлением, лишь в Славяно-греко-
латинской академии продолжались представления школьных драм, которые получили дальнейшее
развитие, удалившись от схоластического направления прежнего духовного театра.
Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные
спектакли и маскарады. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица
предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актеры в конце действия непременно
колотили друг друга». Петербургское общество не довольствовалось одной итальянской оперой или
немецкими комедиантами, выписанными из Лейпцига, а стало пробовать силы на русской комедии и
хлопотало об устройстве постоянного театра во дворце. В дворцовых спектаклях принимала участие
вся петербургская знать.
В царствование Елизаветы Петровны театральное дело очень выросло, никогда до тех пор
Петербург не представлял собой такого изобилия и разнообразия зрелищ. Наряду с иностранными
труппами профессиональных артистов и музыкантов, образовался театр в Шляхетском корпусе
кадетов, где в 1749 г. впервые поставлена была первая трагедия Сумарокова «Хорев». Кроме того, в
Петербурге во времена Елизаветы существовали театры в доме Ягужинского и Шереметева.
К 1750 году в Ярославле возникает уже не любительский, а профессиональный театр с
постоянной труппой, обширным репертуаром и новым зданием для представления трагедий и
комедий, вмещавшим до 1000 зрителей. По преданию, слава русского театра ведет свое начало от
старинного кожевенного амбара, в котором устраивал представления театр «охочих комедиантов» во
главе с купеческим сыном Федором Григорьевичем Волковым.
Первые ярославские комедианты, составившие труппу Федора Волкова, – служащие
Ярославской провинциальной канцелярии Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков
Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков
Шумский и Демьян Галик. В труппу входили также братья Федора Волкова – Григорий и Гавриил. В
репертуаре Волковской труппы были духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии
Расина, Сумарокова, комедии Мольера. Федор Волков и его сподвижники-ярославцы составили ядро
первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра.
В 1751 году вести о ярославском театре дошли до Петербурга. Сенатский экзекутор граф
Игнатьев, находясь в Ярославле по своим делам, в свободное время посещал спектакли Волковской
труппы. Его восторженные отзывы о ярославском театре дошли до императрицы Елизаветы
Петровны. 5 января 1752 года был издан высочайший Указ: «Федора Григорьева сына Волкова, он
же и Полушкин, c братьями Гаврилом и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют
комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург...». Ярославцы с
успехом выступали в Петербурге. А в 1756 г. состоялся указ об учреждении Российского театра в
Петербурге. Его директором был назначен Сумароков, написавший для труппы 26 пьес.Первым
актером Российского театра стал Фёдор Волков, утверждению славы которого способствовали
высокое профессиональное мастерство и природная одаренность. Значение деяний Волкова огромно.