достоинствами. Развивались поэтические жанры: сильвии (стихи «на случай» - на победу, на
знаменательные даты), канты-виваты (торжественная лирика), любовная лирика.Получила особую
значимость публицистика (Ф.Прокопович), дававшая обоснование идеологии абсолютной монархии.
В первую четверть ХУШ в. в русской литературе преобладал стиль барокко и складывались
предпосылки формирования классицизма. Для литературы барокко характерны аллегория, символы,
роскошные хвалебные сравнения. В большей мере барочные черты проявились в ораторской прозе
(жанры церковно - придворной проповеди и похвальных слов) и школьной драме, где важное место
занимали аллегорические фигуры – персонификации (трагедокомедия Ф.Прокоповича «Владимир»).
Во второй половине 20-х годов в литературе начал складываться классицизм, для которого
были характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы, строгое
соблюдение определенных творческих норм и правил и наличие иерархии жанров. К «высоким»
жанрам относились трагедии, эпопеи, оды, а к «низким» - комедии, сатиры, басни. Смешение
возвышенного с низменным, как нередко свойственно реальной жизни, не допускалось. Поэтому
появились схематичные персонажи, отражавшие образы не реальных людей с их достоинствами и
недостатками, а носителей либо пороков, либо добродетелей. Золотым правилом поэтики
классицизма было предписание единства места, времени и действия. Это придавало содержанию
художественного произведения «вечный» характер. Литература поучала и воспитывала, утверждала
государственно – гражданский пафос. Центральной идеей выступала убежденность в возможности
избавления от жестокостей жизни через просвещение и распространение знаний. Характерными
чертами русского классицизма стали тесная связь с современностью и фольклором, резкая
обличительная направленность, сатира.
У истоков нового этапа литературы стоял Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 – 1744) –
родоначальник жанра сатиры, которая имела открыто политическую направленность, боролась с
противниками петровских преобразований, невежеством. Он автор новых форм стихосложения и
создатель русского литературного языка.
Одним из теоретиков классицизма, новатором художественного творчества был Василий
Кириллович Тредиаковский (1703 – 1769). Он реформировал русское стихосложение: заменил
силлабических стих на силлаботонический, перейдя к принципиально новой системе, основанной на
правильном чередовании ударных и безударных слогов. Его главный труд – монументальная поэма
«Телемахида» (1766).
Основным жанром патриотической поэзии Михаила Васильевича Ломоносов (1711 – 1765)
стала ода. В 1747 г., после утверждения императрицей Елизаветой нового устава для Академии Наук
и Академии Художеств, Ломоносов написал оду «Радостные и благодарственные восклицания Муз
Российских», где прославлял императрицу за покровительство наукам и искусствам, воспевал Петра
Великого и науки, а также обращался к новому поколению России, призывая его к просвещению и
наукам. Одами приветствовал Ломоносов и Екатерину II, сравнивая новую императрицу с
Елизаветой и выражая надежду, что Екатерина II «златой наукам век восставит и от презрения
избавит возлюбленный Российский род». Он приветствовал начинания Екатерины в пользу русского
просвещения и воспитания.
Лучшими поэтическими произведениями Ломоносова были духовные оды, в том числе
относящиеся к 1743 г. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого сияния» и
«Утреннее размышление о Божием величестве», полные религиозного чувства и вместе с тем
свидетельствующие о научных интересах автора. «Вечернее размышление», по словам самого
Ломоносова, содержит его «давнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено
быть может». Поэт сочинял также эпиграммы, шутливые стихотворные пьесы, произведения
сатирические и т. п. Он написал по заказу даже трагедии («Тамира и Селим», 1750; «Демофонт»,
1752), проводя, при каждом случае, свою основную идею: необходимость для России образования,
науки.
Наиболее полно принципы классицизма проявились в творчестве Александра Петровича
Сумарокова (1717–1777) – яркого представителя просвещенного дворянства, боровшегося против
невежества, выступавшего за равенство людей, терпимость и гуманизм. Талантливый теоретик,
драматург, поэт, острый критик и публицист, он создал целую литературную школу, сформулировал
правила написания трагедий и комедий, од и песен, элегий и посланий, басен и сатиры. Он –
основоположник новой русской драматургии. Основой трагического конфликта в пьесах А. П.
Сумарокова, в соответствии с канонами классицизма, были противоречие между гражданским