понятия стали критериями и просветительской философии. Классицизм требовал от мастера более
тщательного изучения норм античности и строгого соответствия им. Хотя античный идеал никогда
не заслонял русскому классицизму действительности. Он служил своего рода призмой, сквозь
которую художник видел окружающий мир. Природа – главный вдохновитель и для нового
искусства. Но, если она не достаточно совершенна, то её следовало «облагородить», сделать
красивой (нос кривой выпрямить, полную фигуру представить стройной и т.д.). Верность античности
не превратила ее в единственный источник. Мастеров классицизма волновали искусство и зодчество
Ренессанса, современные явления художественной культуры.
Стремление к гармонии и порядку сказывалось в своеобразной иерархии видов и жанров
искусства. Классицисты выделяли три «знатнейших художества» — архитектуру, скульптуру и
живопись, а в их пределах выше ставили сооружения общественного характера и произведения на
историческую тему.
Именно в рамках классицизма впервые сложился цельный и самостоятельный облик
отечественной культуры — это своеобразный итог XVIII века. При этом русская культура создала
несколько вариантов классицизма: екатерининский, александровский, петербургский ампир,
московский вариант классицизма, классицизм усадебной архитектуры.
В 90-е годы появилось еще одно стилевое направление – сентиментализм, имевший тесные
связи с рококо и классицизмом. Это новое направление несло с собой обострённый интерес к
отдельной личности, а не к человеку вообще. Главное внимание здесь привлекал не разум, а мир
чувств. Окружающее воспринималось эмоционально, а не аналитически. Усиливалось влечение к
природе, единение с ней. Сентиментализм провозглашал внесословную ценность человека,
воспитывал в нём чувство собственного достоинства. Однако он изолировал героя от реальности,
быта и погружал его в мир нравственной, идеальной жизни, в мир грёз. Сентиментальный герой
велик чувством, нравственно свободен, стремится к личному счастью, но он – беглец из реального
мира, не боец, а жертва в нём. Подобные настроения нашли яркое отражение в литературе, музыке и
живописи.
В развитии художественной культуры ХУШ в. можно выделить несколько условных этапов.
Первый период охватывает конец ХУП – 20-е гг. ХУШ в., отражает преобразовательный дух
петровского времени, которое создало идеологию, связанную с воспитательной, назидательной
ролью литературы и искусства в обществе. В искусстве шёл поиск новых средств художественной
выразительности сквозь призму старых представлений, рождались новые светские жанры. Ведущие
позиции занял стиль барокко, по-разному проявившись в культуре Москвы (тесно сплетался с
традицией «русского узорочья») и Петербурга (подражал во многом искусству Голландии).
Второй этап приходится на 30-е – 50-е годы правления Анны Иоанновны (1730 – 1740) и
Елизаветы Петровны (1741 – 1761). Пышное цветение русского барокко и рококо сочеталось с
переходом к классицизму.
Третий период относится к 60-м – 90-м годам и связан с правлением Екатерины II (1762 –
1796). Кульминации русского Просвещения в то время соответствовал взлёт во всех областях
художественного творчества, расцвет русского классицизма. В конце периода стали появляться
новые тенденции: сентиментализм, первые черты реализма и романтизма, интерес к ретроспективе
(отдельным чертам барокко и раннего классицизма).
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Литература петровского периода носила переходный характер. Основной тенденцией её
развития был интенсивный процесс обмирщения, т.е. придание ей светского, реально-жизненного и
общественного характера. Она, в основном, служила пропагандистским целям, разъясняя
необходимость и пользу преобразований, но стала выполнять также развлекательные функции.
Литературный язык эпохи крайне пёстр: это использование церковнославянской лексики,
старославянизмов и применение иностранных слов. Вымысел играл ведущую роль в литературном
произведении. Создавались новые стили и жанры. Характерная черта светской литературы –
появление нового героя, который верил в свои силы, преодолевал трудности, благодаря своей
учености. Это человек-деятель, патриот, гражданин, слуга Отечества. Не случайно популярным
жанром в петровское время стали «гистории» (о матросе Василии Кориотском, дворянине
Александре, купце Иоанне), убеждавшие читателя, что все жизненные успехи связаны с личными