Стр. 133 - 2

Упрощенная HTML-версия

прекрасного облика, символически и аллегорически истолкованного. Искусство не являлось слепком
универсального мира, а только намекало через метафору на его существование. Введение
абстрактных форм – намёк на невозможность воплощения этого мира и попытка вставить
промежуточное звено между реальностью и идеалом. Барокко мало считалось с реальностью – оно
возвеличивало монарха, усиливало значение той или иной победы. А аллегории воспитывали,
символы наводили на многосторонность значения, эмблемы хранили в себе загадку. Для понимания
этих форм нужны были широкие познания и прозорливость ума. Это порождало «барочный
интеллектуализм», энциклопедичность знаний, соответствующих универсальности бытия.
Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигли,
казалось бы, своего апогея. Однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и
смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступало натурное начало. К примеру, витиеватые
декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы (т.е. изменённого изображения
объекта) уподоблялись живым природным стихиям, а литературный язык обретал новую
живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора. Различные
виды искусства взаимодействовали (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя
многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его
праздничного двойника.
Подытоживая, можно сказать, что идейный пафос барокко заключался в прославлении
абсолютизма, величия трона и церковного престола, а также в отражении новых представлений о
человеке и бесконечном разнообразии мира, его вечной изменчивости.
Наиболее монументально и мощно этот стиль проявился в архитектуре и изобразительном
искусстве.
Рококо выросло в начале ХУШ в. на основе барокко и принесло с собой подчеркнутую
утонченность, камерность, изысканность, интимность, черты игривости и гедонизма. В нём нет
напряженности, серьезности и величия, как в барокко. Он уводит от реальной жизни в мир фантазий.
В художественном языке рококо ключевое слово – «изящный». Оно характеризует «красоту
очертаний предметов, их соразмерность, отточенность формы, элегантность внешнего вида,
грациозность движений».
Утвержде­ние мощности государства и формирование национального идеала «служения
Отечеству» требовали более строгого и торжественного художественного образа. Это обстоятельство
ускорило переход от системы эстетического языка барокко к миру художественных образов
классицизма, который надолго занял место ведущего и всеобщего художественного языка
просвещенческой русской культуры. Классицизм имел в России несколько духов­ных и эстетических
истоков:
сильное французское влияние в моде, образовании, в быту;
знакомство нового поколения с системой взглядов французских энциклопедистов и философов;
становление классического образования в России, которое включало знакомство с античной
культурной традицией;
появление в России копий и подлинников античного искусства из Европы.
Серьезное влияние на новые эстетические вкусы оказала философия Руссо, обращение к
«естественному человеку», простым чувствам, ясным и сильным действиям. «Упорядоченная» и
«облагороженная» человеком природа стала задавать тон в формировании классицистического
художественного языка. Классицизм видел мир как разумно устроенное целое, воплощение
гармонии и чувства меры. Он вселял веру в человеческий разум, утверждал победу разума над
хаосом. Его идеал – «благородная простота и спокойное величие». Принятая в классицизме система
архитектурных ордеров, стро­гие правила стихосложения, построения пьес, композиции и тем в
живописи — все интерпретировалось посредствомидеи « устроения» государства, стремления к
всеобщему порядку, ясности и благоденствию. Русский классицизм — это зримый образ идеального
государства, управляемого идеальным монархом.
Классицизм в России, как и повсюду, привержен большим обобщениям, общечеловеческому,
общезначимому. Вместо государственности барокко на щит поднимается гражданственность, а
гуманистичность трактуется менее общо и отвлеченно. Его герой – идеальный человек, «сын
Отечества»,победы которого над неустройством мира принимают вид торжества Рос­сии.
Первоисточником творческих поисков была античная культура – европейская классика,
воплотившая разумность, логичность, естественность, простоту и верность природе. Именно эти