Стр. 129 - 2

Упрощенная HTML-версия

податным сословиям. Вершины европейского прогресса достигались в России путём закрепления
крепостнических пережитков и усиления деспотизма, умалявшего права всех сословий.
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В XVIII ВЕКЕ
Для успешного развития начатых реформ России требовались новые образованные кадры.
Решалась эта задача разными путями. Во-первых, на русскую службу привлекали иностранцев
разных профессий. Во-вторых, более тысячи молодых людей были отправлены за государев счёт на
учебу за границей. В-третьих, начала создаваться своя система образования.
Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской
обязанности – служить, была добавлена еще одна - учиться. До 15 лет дворянин должен был
обучиться грамоте, «цифири», т. е. счету, и геометрии, в противном случае ему нельзя было
жениться.
Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г.
Школы математических и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. В 1712 г.
были созданы Артиллеристская и Инженерная школы, а в 1715 г. – Петербургская Морская
академия. В этих учебных заведениях высшего чина преподавались точные науки: арифметика,
геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для
удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана первая Медицинская
школа при Московском госпитале. Госпитальные школы появились позднее в Петербурге,
Кронштадте, Колывано-Воскресенске (Сибирь) и других городах России. Обучение в них, в отличие
от европейской схоластической системы, было клиническим: учащиеся непосредственно
участвовали в лечении больных, вскрывали трупы, осваивали приготовление лекарств. В большом
объёме преподавались фармакогнозия, фармакология, фармация, ботаника. Занятия по этим
дисциплинам проводились в госпитальных палатах и в ботанических садах.
Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по
требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального
образования, в то время как в России не было еще учебных заведений начального и среднего
уровня.Для решения этой проблемы стали открываться частные общеобразовательные школы-
гимназии (первая – в 1703 г. в Москве гимназия пастора Глюка), а в 1715 г. начали создаваться
цифирные школы низшей ступени и их варианты – гарнизонные и адмиралтейские школы, дававшие
навыки чтения, письма и счёта. Как ни странно, при общей секуляризационной политике в
петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования, представленная
епархиальными школами. В дворянских семьях преобладало домашнее обучение.
С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было
присутствовать отставным солдатам с хлыстом в руках: «а буде кто из учеников станет
бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был».
Общее и специальное образование складывалось в определенную государственную систему,
приобретало сословный характер. Однако оно формировалось импульсивно, без плана, как попытка
решить сиюминутные потребности государства в кадрах.
Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель
Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими,
греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика,
сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого, которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг,
ставших для него «вратами учености».
В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые
типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более
простым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и
богослужебной литературе. С января 1703 г. в России стала издаваться первая печатная газета для
широкого читателя – «Ведомости», пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в
единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.
В начале века начала формироваться система культурно-просветительных учреждений.
Развитие книжной торговли означено открытием в 1714 г. в Петербургском гостином дворе
государственной книжной лавки. В этом же году появилась первая Государственная публичная