традиционную духовность с культурой, выстроенной на идее государственного прогресса и
монархического всевластия.
Реформа привела не только к подчинению Церкви государству, но и к абсолютизации
государственной власти, её освобождению от всех религиозно-нравственных норм. Судьёй
решениям и делам Верховной власти стала сама Верховная власть.
По мнению историка С. Ф. Платонова, Петр проводил свои реформы без четкого плана,
отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные
нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим
фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того,
большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту,
зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в
Москве. Там он обрел первых друзей и, по словам князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый
быть». Этой иррациональной душевной склонностью Платонов объяснял то огромное значение,
которое Петр придавал реформам в области быта.
В противовес данной точке зрения укажем, что реформирование дворянского быта, кроме
душевной склонности Петра, имело и другие весомые основания. Царь хотел избавиться от старых
обычаев и нравов и придать европейский лоск русской аристократии, что должно было
способствовать росту авторитета и доверия к России на Западе.
Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700-1701 гг. издаются и
оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить
бороды, носить платье немецкое и французское, парики. Приверженцев русской старины, жестоко
наказывали. Царь сам резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами, били
батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга.
ХУШ век начался введением нового летоисчесления. Если до этого счёт годам вёлся от
«сотворения мира», то указ предписал «исчислять с нынешнего января с 1 числа от Рождества
Христова 1700 года». Переход произошёл на основе юлианского календаря (старого стиля) в отличие
от большинства западных стран, где применялся григорианский календарь (новый стиль). Было
введено празднование Нового года с установкой на улицах наряженных ёлок. Распоряжение
начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. учредило проведение ассамблей, явивших
собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях
вместе с мужчинами участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада
предшествующей эпохи. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. По воспоминаниям
современников (камер-юнкера Ф. В. Берхгольца), поначалу присутствовавшие чувствовали себя
достаточно неуютно и скованно, но постепенно и ассамблеи, и новое европейское платье вошли в
обиход дворянства и уже ко II четверти XVIII в. стали восприниматься вполне естественно.
Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие,
сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или
показание к житейскому обхождению». Несколько ранее, в 1708 г. в России появился перевод с
немецкого языка сборника образцов частной переписки «Приклады, како пишутся комплименты
разные…», который содержал примеры писем на разнообразные случаи жизни, помогал воспитывать
письменную культуру дворян.
Традиционно принято считать, что приобщение дворянства к европейскому опыту привело к
разрыву между культурой народа и культурой дворян. То есть, в рамках русской культуры возникло
две субкультуры. Более того, часть исследователей настаивают на том, что возникли не две разные
культуры, а культурное многоголосие.
Суровые меры, к которым приходилось прибегать Петру, порождали недовольство. В народе
ходили слухи, что царь не настоящий, что его подменили. Апологеты древнерусской старины
склонны были видеть в Петре самого Антихриста. Глобальная перестройка, охватившая страну,
требовала соответствующего идейного оформления. Основной идеей, которую идеологи петровской
эпохи противопоставили традиционалистским стремлениям консервативной части общества, была
идея сильного государства, в укреплении которого, пусть и ценой жертв, виделся единственный путь
ко «всеобщему благу» и «всенародной пользе».
За время правления Петра Россия стала империей, с которой считались в Европе. Был
осуществлён цивилизационный сдвиг, который сблизил Россию с Европой. Но не следует забывать,
что всё это было реализовано за счёт усиления государственного гнёта, прежде всего по отношению