библиотека. Библиотеки стали создаваться при новых учебных заведениях. Многие дворяне заводили
личные библиотеки.
В 1719 г. открылся для посетителей первый русский естественно-исторический музей –
Кунсткамера, где экспонировались разные редкости, старинные книги, «монстры», кости вымерших
животных и т.д.
Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. Из Европы в Россию пришли
математика, геометрия, тригонометрия, астрономия, медицина, юриспруденция и философия.
Западные специалисты, приехавшие в Россию, познакомили русских с великими открытиями
Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона. Русские интеллектуалы изучали теории Ф. Бекона,
Б.Спинозы, Т. Гоббса, Д.Локка. Эти знания кардинально трансформировали привычные
средневековые представления о природе и обществе, о роли личности и государства.
Резко возрос интерес к истории России, которая начала осознаваться как государственное дело.
По правительственным указам собирали вещественные и письменные памятники прошлого.
Выходили в свет исторические сочинения, особо авторов интересовала история русско-шведских
отношений: «История императора Петра Великого от рождения до полтавской баталии» Фёдора
Прокоповича, «История Свейской войны» П.П.Шафирова и др.
Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка
И.Т.Посошкова, и, прежде всего, его наиболее известной «Книгой о скудости и богатстве».
В основе развития науки в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические
потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, картографии, гидрографии, в
изучении недр и поиске полезных ископаемых. Значительными успехами отмечены многочисленные
географические экспедиции, в том числе: в 1716 г. – Бековича-Черкасского в Среднюю Азию, в 1720
г. – Д.Г.Мессершмидта в Сибирь, в 1725 г. – В.Беринга на Камчатку. В результате экспедиций были
составлены карты Каспийского, Азовского, Аральского морей, а в 1726 – 1734 гг. издан первый
русский атлас империи. Положено начало разведке железных и медных руд, каменного угля, нефти.
Собранный во время экспедиций огромный материал способствовал развитию промышленности,
сельского хозяйства, торговли, а так же существенно расширял знания об этнографии, лингвистике,
ботанике, что порождало чувство патриотизма и национальной гордости русских людей.
Свой вклад в основание науки внесли русские изобретатели. В стране возникли первые научно-
технические лаборатории. Механик А.Нартов создал ряд приборов и машин, в том числе первый в
мире токарно-винторезный станок и оптический прицел. Я.Батищев изобрёл машину для водяной
обточки ружейных стволов. Е.Никонов представил проект создания «потаённых судов» (подводных
лодок). М.Сердюков стал известен в строительстве гидротехнических сооружений. В. Татищев – в
горном деле, Я.Брюс – в военном.
В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан
при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала
крупным научным центром. «В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой
пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой
половине XVIII века через посредство Петербургской Академии», – писал академик С. И. Вавилов.
Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие
европейские знаменитости: основатель гидродинамики К.Бернулли, математик Л. Эйлер. При
академии были открыты гимназия и академический университет.
В развитии системы образования во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции:
первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений, вторая выражалась
в усилении влияния принципа сословности.
Ещё в 30-е – 50-е гг. стали возникать закрытые сословные дворянские учебные заведения:
Сухопутный шляхетский кадетский корпус (1731 г.), Морской корпус (1752), Пажеский корпус
(конец 50-х). В соответствии с планами создания «новой породы людей» при Екатерине были
разработаны новые программы воспитания и обучения детей разных сословий. Для дворян
предназначались преобразованные кадетские корпуса и открытое в 1764 г. Воспитательное общество
благородных девиц, а для разночинцев -Академия художеств (1757) с училищем (1764),
воспитательные дома в Москве (1764) и Петербурге (1770), коммерческое училище (1772), горное
училище (1773) и др. Крепостных крестьян ни в одно училище не принимали.
. Центром образования стал учреждённый в 1755 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И.
Шувалова Московский университет в составе юридического, философского и медицинского