Стр. 124 - 2

Упрощенная HTML-версия

Как ни странно, передовыми идеями была захвачена сама императрица Екатерина II. Она
состояла в переписке с видными французскими просветителями и упорно старалась создать о себе
мнение как о «просвещенном монархе», «философе на троне». Реальность, однако, была далека от
провозглашаемых идей. Екатерина и сама понимала это. «Вашими высокими идеями хорошо
наполнять книги, действовать же по ним плохо», – писала она в своем письме к Дидро. И все же ей
хотелось быть идейным лидером русского общества. II половина XVIII в. – это время особой
популярности литературных журналов. Екатерина инкогнито, не указывая своего имени, начала
издавать «сатирический» журнал «Всякая всячина», в котором основное внимание уделялось
различным человеческим слабостям, не имевшим отношения к злейшим социальным язвам русского
общества того времени: юмор журнальных публикаций был посвящен расточительству, женскому
непостоянству и т. д.
Затея императрицы потерпела неудачу. Ее издание в свою очередь стало объектом едких
насмешек со стороны журнала «Трутень», издателем которого был наиболее видный представитель
русского Просвещения Николай Иванович Новиков (1744 – 1818). Кроме журналистики,
просветительская направленность его деятельности проявилась в издании памятников древнерусской
литературы: с 1773 по1775 г. в свет вышло десять томов «Древней Российской вивлиофики» ( т.е.
библиотеки).
Новиков прекрасно знал, кто скрывается под вывеской «Всякой всячины», выпады его били
точно в цель. Екатерина безуспешно пыталась острить в ответ. В конце концов «Трутень» был
закрыт. Это, однако, не остановило Новикова – он начал издание журнала «Живописец», в котором
продолжал линию, заложенную «Трутнем», хотя уже более осторожно. В его изданиях осмеивались
сословные предрассудки, показывались ужасы крепостного права, утверждалась идея равенства
людей. Объектом сатиры был и государственный строй, хотя в целом Новиков оставался
сторонником просвещенной монархии, постепенных реформ на основе «исправления нравов».
Взгляды Новикова типичны для русского Просветительства. Представители этой первой в
России антифеодальной идеологии выступали с идеей ограничения крепостной эксплуатации (но не
уничтожения её), призывали к гуманному отношению к крестьянству. Крепостничество
воспринималось ими как нравственное зло, а вовсе не как социальная несправедливость. Русские
просветители делали акцент на высоких нравствен­ных ценностях, таких как гражданственность,
чувство долга, гуманизм, уважение к личности. Они верили в грандиозную способность
человеческого разума переделать мир по иной, более совершенной модели.
Интересные и обстоятельные размышления по этому вопросу содержались в сочинениях А.Д.
Кантемира, В.Н. Татище­ва, Ф. Прокоповича, И.Т. Посошкова. Общее мнение сводилось к тому, что
крепостное право в России — продукт ее исторического развития и уничтожить его без серьезных
политических и соци­альных изменений не удастся.
Во второй половине 70-х гг., развивая идеи просветительства,Александр Николаевич Радищев
(1749 – 1802) в критике самодержавия и крепостничества пошёл дальше своих современников.
Система его воззрений, в целом родственная идеологии Просвещения, все же выходила за рамки
этого течения. Радищев был сторонником революции. В оде «Вольность» А. Н. Радищев открыто
приветствует народное восстание, суд над царем и его казнь.
Главное произведение Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву», по недосмотру
принятое цензурой за обычные путевые заметки и поэтому допущенное к печати. В нем перед
читателями проходят сатирические типы помещиков. Невежество и жестокость дворянства Радищев
показывает в бытовых сценках, свидетелем которых становится по дороге из Петербурга в Москву. В
контраст бесчеловечным образам господ Радищев приводит образы крестьян, сохраняющих,
несмотря на бедственность своего положения, внутреннее достоинство и душевную красоту. Вскоре,
однако, власти разобрались в характере произведения, почти весь тираж был уничтожен, а автор
отправлен в ссылку. «Сатирическим воззванием к возмущению» назвал «Путешествие» А. С.
Пушкин.
На формирование русского просветительства оказали влияние не только западные мыслители,
но и европейское масонство. Масонство – это сложное и противоречивое религиозно-философское,
этическое и политическое течение, форма самоорганизации элиты общества. Целью современного
масонства является достижение всем человечеством, независимо от расовой, национальной,
духовной культуры, принципов свободы, равенства, братства, «царства истины и любви», земного
рая. Цель достижима, по мнению масонов, путем нравственного, физического и умственного