общественной мысли возникла идея прогресса как объективного смысла мировой истории. Научный
поиск в области социальных отношений совершался с высокой целью — создание идеальной
модели общества и образца совершенного человека. Безграничная вера во всемогущество
человеческого разума и научного знания сформировала просвещенческий миф, которому была
суждена долгая жизнь. Казалось, что стоит раскрыть людям глаза, привив им научное знание, как
порочные немедленно исправятся, дурные установления отомрут, и жизнь людей станет прекрасной.
Предполагалось, что умные сочинения развеют главное, что мешает счастью, — невежество.
Прогресс в понимании идеологов просвещения напрямую зависел от успеха просветительской
деятельности.
Крупнейшими представителями этого течения в Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж. — Ж.
Руссо, Д. Дидро, И. В. Гете. Они стремились проанализировать общественные отношения с позиции
ни чем не ограниченного разума. Основой идеологии Просвещения было представление о
«естественном равенстве» всех людей независимо от сословной принадлежности. Идеологи
Просвещения искренне верили в возможность всеобщего благоденствия. В Европе идеи
Просвещения стали знаменем борьбы набирающей силы буржуазии, «третьего сословия» против
отживающего свой век феодального общества с его жесткой общественной структурой, в которой
положение человека определялось не качествами «ума и сердца», а происхождением.
Главная особенность русского просветительства — исключительно большая роль государства
и Петра I. Культурная политика во времена Петра I приобрела особое, приоритетное значение и
составляла сущностную сторону всех петровских преобразований вообще. Сам облик великого
государя — и реальный, и особенно мифологизированный — воплощал в себе идею всеобщих
перемен. Вспомним картину В.А. Серова «Петр I», один из лучших портретов первого императора
России. Высокий, могучий человек стремительно идет по берегу моря навстречу ветру, а за ним
спешат, сгибаясь и изнемогая, его приближенные. Аналогичный по содержанию образ Петра I
воплощен и в знаменитом памятнике Э.-М. Фальконе и М.-Э. Колло на берегу Невы («Медный
всадник»).
Просветителями сначала выступили люди, имевшие власть. Ни церковь, ни дворянство не
только не поддержали нововведения, но даже сопротивлялись им. Поэтому просветительская
политика государства имела насильственный, принудительный, а подчас и репрессивный характер.
Перерастание государственного просветительства в эпоху Просвещения в России шло иначе,
чем в Западной Европе, и имело несколько иное содержание. Если для европейского просвещения
главной задачей была выработка положительных научных знаний, то в России — усвоение знаний,
преодоление традиционности при помощи чужих рациональных знаний. Иначе говоря,
приоритетным направлением было не развитие науки, а обучение, школа; не написание новых книг,
а их распространение. Полноценная эпоха Просвещения началась в середине ХУШ в., когда на почве
развивавшегося образования появились мощные фигуры, усвоившие европейские интеллектуальные
традиции и умевшие через их призму видеть русское общество.
Формирование собственной идеологии просвещения в России выразилось в адаптировании
идей французских и английских просветителей, в первую очередь в работах С.Е.Десницкого, И.А.
Третьякова, Д.С.Аничкова, М.М.Щербатова. Попытки выработать собственные концепции,
сформулировать свою систему идей чаще предпринимались в отдельной области знаний и
деятельности. Это просветительская система Н.И.Новикова, Д.И.Фонвизина, И.Н.Панина;это
педагогическая концепция бессословного образования В.В. Попугаева; представления И.А.
Крылова, Г.Р. Державина, Л.П. Сумарокова о нравственном облике дворянина.
Одной из центральных идей русского Просвещения была идея воспитания совершенного
человека. Оригинальные мысли по этому поводу высказывали В.Н.Татищев и А.Кантемир. Была
даже предпринята практическая попытка выведения новой породы людей. В 1764 году Екатерина II
утвердила разработанное И.И. Бецким «Генеральное учреждение о воспитании особого пола
юношества». Согласно данному проекту, предполагалось создание закрытых «воспитательных
училищ», куда поступали бы дети не старше 3-6 лет. Считалось, что в таком возрасте дети ещё не
испорчены порочным влиянием окружавшей их среды. Будущие «люди новой породы» набирались
из дворянских сирот, обедневших дворянских семей и безродных подкидышей. После открытия
Московского воспитательного дома, его филиал появился в Петербурге. Многие крупные чиновники
стали открывать подобные учреждения в своих губерниях.