более утонченными. «Петр дал нам науку, его дочь привила нам вкус», — говорили современники.
Весь ХУШ век прошел под знаком игрового, подражательного начала, а не воспроизводства
сущностных институтов Запада. Российское «европеизированное» общество во всех своих
социально-престижных проявлениях было весьма театрализованным: люди постоянно чувствовали
себя на сцене «театра Истории». В элитарном слое сложилась своеобразная культура «театрального
жеста», связанная с маскарадностью, аффективностью, имперским лицедейством.
Русская культура в XVIII веке отличалась двойственностью, наличием двух реальностей: мира
конкретной действительности и мира правил. Бытовая реальность каждодневного течения жизни с
петровских времен трактовалась как «неправильная», «нерегулярная». Ей противостояла система
идеализированного описания «правильной структуры». Образ идеального государства определялся
рядом документов: «Табель о рангах», «Духовный регламент», екатерининский «Наказ» для
Уложенной комиссии, «Манифест о вольности дворянства» и т.д.
Создание ложного впечатления о показном благополучии, скрытие истинного положения за
пышным фасадом «идеала», демонстрация «образца» – не этим ли занималась вся «европейская»
культура России после Петра? Культура XVIII века отражала не столько реальных людей и
реальную жизнь, сколько их «идеальный образ», их представления о себе, какими они хотели быть.
Отрекаясь от символизации мира в культурной системе Московского царства, новое петровское
и екатерининское государство окружило себя не менее мощной системой новых символов. Растворив
в себе церковь, имперское государство стало самодостаточной ценностью и главным символом
новой России. Светская, государственная культура нового времени оказалась в не меньшей степени
символической и сакрализованной. В этом зеркально повторилось предшествующее время,
поскольку государство точно так же требовало от подданного веры в себя и полного в себе
растворения.
Некоторые духовные ценности получили другое имя или поменялись местами. Но при этом
новая культура осталась столь же иерархичной, как и прежняя. Так, практическая деятельность из
области «низкого» была поднята на самый верх ценностной иерархии. Авторитет практического дела
занял положение нового символа. Утвердилась европейская концепция труда как ценности и смысла
жизни. Царь-работник, деятельный сановник, образованный переводчик, умелый артиллерист —
теперь они стали героями эпохи. Эти образы нашли воплощение в творчестве М.В. Ломоносова, в
сочинениях М.М. Щербатова и А.С. Пушкина. Однако в русском сознании концепция труда
трансформировалась в род служения. Царь служил сам и требовал такого же служебного
самоотречения от своих подданных. В его сознании наука, профессионализм были возведены до
уровня культа. В системе нравственных ценностей на первое место вышла универсальная формула
службы Отечеству, блага Отечества.
Не совсем умерло и прежнее представление о красоте. Память о древнерусских традициях в
искусстве прорывалась большей, чем на Западе, красочностью барокко, особым пристрастием к
орнаменту и декору, наивным соседством домашних церквушек в древнерусском стиле с
новомодными «ордерами» колоннад дворцов-усадеб русской знати.
Таким образом, российский культурный архетип оказался довольно сильным и устойчивым.
Новая культура России не отвергла, а скрыла в себе культуру средневековья. Смешение
традиционных истоков (часто скрытых) и новых заимствованных ценностей (часто
преувеличенных) создало уникальный культурный сплав, который составил особенность и
очарование культуры XVIII века в России. Художественный образ века, смешавший две культурные
традиции в самых немыслимых сочетаниях, стал неповторимо своеобразен и до сих пор полон
притягательности.
ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
XVIII век вошел в историю общественно-политической и философской мысли как эпоха
Просвещения. Эпоха Просвещения изменяет духовный мир нации, ее систему ценностей и
приоритетов, мотивацию принятия решений и механизмы осуществления национальных задач.
Каковы же новые ценности, выработанные веком Просвещения? Прежде всего, это утверждение
культа разума и идеи «просвещения умов», т.е. нравственного и гражданского воспитания. Основное
содержание века Просвещения — переход от мифологического понимания мира к научному знанию
о мире. Произошла смена самих источников знания: от мифа и традиции к научным истинам. В