совершенствования каждого человека. Препятствием на этом пути являются религия и национальные
государства, которые должны быть уничтожены. Конечный идеал масонства: новая религия (религия
гуманитаризма ) и сверхгосударство, богом которого станет человечество, мораль которого не
религиозна и в котором разум человеческий будет мерой всех вещей.
Масонство, возникшее, вероятнее всего, в Англии ХУ1 в., отразило многие противоречия
эпохи. С одной стороны, это Возрождение с его гуманизмом и социальными утопиями, а с другой –
ярко выраженное религиозное сознание, интерес к мистицизму и вера в сверхъестественное,
таинственное. Идейными основами течения стали античная философия и постулаты крупнейших
мировых религий (христианство, иудаизм, отдельные элементы буддизма). Свою задачу масоны
видели в том, чтобы, очистив себя от греха и отрешившись от мирских соблазнов, прислушаться к
внутреннему голосу совести. Торжествующая совесть и деятельная нравственная жизнь – вот
истинный путь вольного каменщика к божественному свету. Можно сказать, что в философском
плане масонство есть идеализм, проповедующий превосходство духовного, вечного над земным,
временным. Однако, воздвигнутое на фундаменте христианского учения в протестантской трактовке,
масонство на самом деле уже с первых своих шагов стало стойким оппонентом католической церкви,
отстаивая секуляризацию мира и перестройку его на прогрессивных, рациональных началах.
В России масонство стало известно в петровские времена, а первая ложа, по достоверным
источникам, была открыта в Петербурге в 1731г. До конца 70-х гг. продолжался период становления
и укрепления масонских лож на русской почве, находившихся под влиянием английской системы.
Само масонство в эти годы было скорее модной забавой. Каких-либо общественных потребностей в
масонском «свете» в высшем слое русского общества тогда ещё не сформировалось, но было
любопытство, тщеславие молодых людей и желание использовать масонские связи для успешного
продвижения по службе.
Конец 70-х – 80-е гг. – время расцвета русского масонства, господства в ложах шведской
рыцарской системы и розенкрейцерства. К концу века среди дворян доминировало
розенкрейцерство, ведшее свою родословную от легендарного немецкого рыцаря Розенкрейца. Это
было консервативное направление, которое в политическом плане выступало сторонником
самодержавия и крепостничества, а в идейном плане противостояло атеизму и материализму
французских просветителей. Существенными сторонами деятельности этого братства были
увлечения магией и алхимией, а также огромная вера в преобразующую силу знания и стремление к
научным открытиям. Главной духовной идеей русских масонов было совершенствование духовного
мира личности через просвещение и активное делание добра. Братья широко занимались
благотворительностью (открыли и содержали несколько частных народных училищ, Педагогическую
и Философскую семинарии, Дружеское ученое общество), изданием книг и журналов,
проповедовали строгость и ответственность, нравственное благородство, самопознание и
самообладание – «ищи в самом себе истину». Строгая внешняя и внутренняя дисциплина масонских
лож «тесала дикий камень» сердца человеческого, воспитывая его в духе «аскезы», которая находила
своё воплощение в идеале «служения» Отечеству. Фактически масонство формировало самосознание
дворянства как общественной силы, объединяло его социально и духовно, ускоряло развитие
собственного интеллектуализма. Большинство видных русских просветителей, государственных и
общественных деятелей ХУШ – начала Х1Х в. принадлежало к масонским ложам или сочувственно
относилось к их идеям: И.П.Елагин, Н.И.Новиков, И.В.Лопухин, П.А.Татищев, И.П.Тургенев,
Н.И.Тургенев, Н.И.Панин, А.М.Кутузов, В.И.Баженов, А.С.Пушкин, Ф.Н.Глинка. П.И.Пестель,
Г.С.Батеньков, Н.А.Римский-Корсаков, М.М.Сперанский и др.
В интеллектуальном мире новой России выделилось несколько ключевых тем, отразивших
национальную специфику. Среди них центральное место отводилось идеологическому обоснованию
абсолютизма, с которым связывалась судьба преобразований.
Первоначально концепция неограниченной власти самодержца опиралась на идею о
богоданной природе государства, царской власти. Но в начале ХУШ в. в Россию стали проникать
раннепросветительские идеи «естественного права». «общественного договора», «общего блага».
Выводы западных философов о человеческой природе государства порождали представление о том,
что «государство есть средство преобразования общества, инструмент, с помощью которого можно
обеспечить общее благо». Эти теории, а также идеи рационалистов с их верой в безграничные
возможности человеческого разума стали важными элементами русского общественного сознания.