Один вид конкуренции может отличаться от другого и по средствам ее ведения. В
этом смысле различают
конкуренцию
ценовую и неценовую
.
Ценовая
конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее
выгодного использования рыночной конъюнктуры. В частности, в зависимости от
обстановки и степени прочности своего дела, конкурент может использовать монопольно
высокую цену, приносящую ему монопольно высокую прибыль, или временно
использовать монопольно низкую цену для вытеснения с рынка менее могущественного
конкурента.
Цена «снятия сливок» используется тогда, когда на рынке появляется какая-то
«ниша», т. е. возможность временно упредить конкурентов в выпуске каких-то новых
продуктов. Цена внедрения предполагает временное снижение цен для завоевания
позиций на новом для данной фирмы рынке. Цена лидера существует в условиях, когда
конкуренты договариваются не маневрировать произвольно ценами, а следовать за теми
ценами, которые устанавливает ведущая фирма. Так называемая психологическая цена
предполагает ее установление на уровне несколько меньшем, чем какая-то круглая
высокая цена (скажем, не 1000, а 999 долл.).
В
неценовой
конкуренции используются средства, не имеющие непосредственного
отношения к ценам. Сюда относятся улучшение качества продукции, реклама,
организация выставок и ярмарок.
В практике рыночных отношений различают также
добросовестную и
недобросовестную
конкуренцию.
Добросовестной
называется такая
конкуренция, при которой соблюдаются правовые
и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под
недобросовестной
конкуренцией
понимается технический шпионаж, переманивание специалистов, подкуп работников
конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака,
копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т. д.
Являясь необходимым элементом рыночного механизма, именно конкуренция
придает рыночной экономике те признаки и черты, которые выгодно отличают эту
экономическую систему от всех других.
Конкуренция заставляет предпринимателей учитывать малейшие изменения во
вкусах потребителей и моде, расширять ассортимент выпускаемых товаров и услуг,
полнее удовлетворяя при этом растущие потребности реально живущих людей.
Конкуренция «толкает» производителей к поиску действенных способов снижения
издержек производства, внедрению технических новшеств и технологий, улучшению
качества производимой продукции.
Все это и вынуждает правительства многих стран с рыночной экономикой
принимать серьезные меры в защиту и поддержку конкурентной среды. Ведь чем больше
конкуренции, тем совершеннее и сам рынок, тем ближе он к идеальной модели, способной
эффективно удовлетворять потребности людей, обеспечивать высокий уровень их жизни,
что и является конечной целью и результатом функционирования любой экономической
системы.
2.3. Основы теории потребительского поведения.
Для нормальной работы рынка, для развития производства товаров и услуг, нужных
людям, немаловажное значение имеет
поведение потребителей
. Его анализ позволяет
хозяйствующим субъектам (в первую очередь, предпринимателям) проследить мотивы
выбора покупателей, являющихся потребителями тех или иных товаров, выявить
закономерности изменения покупательского спроса и на этой основе осуществлять бизнес-
проекты, выстраивать стратегию своего рыночного поведения.