Стр. 60 - 2

Упрощенная HTML-версия

когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель
(например, в области военного производства).
Чистая монополия и чистая монопсония — это сравнительно редкие явления.
Гораздо чаще в ряде отраслей стран с рыночной экономикой складывается так называемая
олигополия
(от греч. «oligos» - немногий и «pоleo» -
продаю). Этот вид конкуренции
предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых
может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь).
Вступление новых фирм в отрасль здесь, как правило, затруднено. Особенностью
олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою
продукцию.
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует от необходимости
защиты
конкурентной среды
государственными средствами, основная цель применения которых
состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции и
не допустить, чтобы одни из них подавили другие виды и тем самым ослабили
совокупные позитивные результаты конкуренции.
Особенно важно установить пределы господства монополий, что стало
необходимым в ряде стран мира еще в конце XIX века. Достаточно сослаться на принятые
в США антимонопольные законы 1890-1950г.г., которые последовательно ужесточали
меры, направленные на ограничение недобросовестной конкуренции, минимизацию
ущерба, наносимого монополиями немонополизированным предпринимателям. При этом
предусматривались меры как экономического, так и административно-правового порядка.
В настоящее время в США существует такой порядок: если фирма контролирует
60% рынка какого-либо товара, она попадает под государственный контроль,
направленный на преодоление недобросовестной конкуренции; при захвате 90% рынка
компания-монополист подлежит безусловному разукрупнению.
Ограничительные антимонопольные нормы существуют и в других рыночных
государствах. В ФРГ одна фирма не имеет права контролировать более одной трети рынка
какого-либо товара, две-три фирмы
не более половины, четыре-пять фирм — не более
двух третей. По Закону о картелях (последняя редакция — 1980г.) картельные соглашения
допускаются только с разрешения Федерального картельного ведомства.
Во Франции ордонанс 1986г. создал Совет по конкуренции с правом расторгать
картельные соглашения и налагать штрафы за нарушения антимонопольных правил в
размере от 5 тыс. до 1 млн. франков. В Японии запрещены частные монополии. Никто не
имеет права приобретать свыше 10% акций одновременно в двух и более компаниях, если
это ограничивает их конкуренцию.
Проблема преодоления монополизма, доставшегося нам по наследству от
Советского Союза, является чрезвычайно острой и для современного российского рынка.
Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках», принятый 22 марта 1991г., явился первым в истории России
нормативным актом, направленным на развитие конкуренции. В отечественном
антимонопольном законодательстве определены понятия монопольно высокой и
монопольно низкой цены, понятие «доминирующее положение» хозяйственного субъекта,
доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, а в ряде случаев —
35% и более.
Хотя само по себе обладание доминирующим положением не является
антизаконным, Закон запрещает таким субъектам злоупотреблять своим положением на
рынке.
Антимонопольное
законодательство
ориентировано
на
пресечение
недобросовестной конкуренции, предупреждение монопольных и олигопольных слияний.
К субъектам предпринимательства, злоупотребляющим своим доминирующим
положением, предусмотрены крайние меры воздействия - принудительное разделение
хозяйствующих субъектов. Одним из особых методов ограничения действий монополий
является контроль за ценами на продукцию этих предприятий.