(машиностроение, стекольная, добывающая промышленность) завершил тот же год с
убытками (данные взяты из учебного пособия А.С.Булатова).
У тех, кто оказался менее удачливым, возникает естественное желание не отставать
от более преуспевающих в других отраслях. И для этого есть средство —
перепрофилировать свои предприятия или поменять акции одной отрасли на акции
другой, более перспективной отрасли. Происходит перелив капитала, а вместе с ним - и
перелив рабочей силы из отрасли в отрасль, что и обеспечивает постоянную
корректировку отраслевой структуры хозяйства. Причем эта корректировка постоянно
подпитывает капиталом те отрасли, которые имеют хороший сбыт продукции, и,
следовательно, выпускают то, что в первую очередь требует увеличения объема
производства.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых
она действует: от количества соперников, степени открытости экономики и
экономической свободы. В связи с этим различают
конкуренцию
совершенную и
несовершенную
.
Совершенная (чистая) конкуренция
возникает при следующих условиях:
- существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию.
При этом потребителю безразлично, у какой конкретно фирмы он эту продукцию
приобретает;
- доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции
настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на
цене рыночного равновесия;
- вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или
ограничений: вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
- нет и ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка,
ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением
свободного предпринимательства, называется
несовершенной.
Для этого вида
конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере
предпринимательской деятельности, возможность какой-то группы предпринимателей
(или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При
несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на
конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители
продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Разновидностями
несовершенной
конкуренции
являются
монополия,
монополистическая конкуренция, олигополия.
Монополистическая конкуренция.
Данный вид конкуренции представляет собой тип
рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает похожую, но не
идентичную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-
либо трудностями; развита неценовая конкуренция. Существуют различия в качестве,
внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, ко-
торые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми (шоколадные
батончики «Марс» или «Сникерс», пластиковые окна компаний «Смарт-ОКНО» или
«ПВХ-Сибирь» и т.д.). Отсюда и название этого вида конкуренции, которое означает не
монополию на весь рынок продукта, а уникальность некоторых разновидностей товара.
Противоположностью совершенной (чистой) конкуренции является
монополия
(от
греч. «monos» - один и «poleo» - продаю). В условиях монополии одна фирма является
единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры
для вступления в отрасль других фирм практически непреодолимы.
Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется
монопсонией
(от греч. «monos» -
один и «opsonia» - закупка). В условиях монополии, как
правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для
покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия,