Стр. 58 - 2

Упрощенная HTML-версия

И все же, именно согласно закону равновесия спроса и предложения формируется на практике
цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают
элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель
конкурентного равновесия.
В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования
цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено
либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом
устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия.
Конкуренция как важнейший элемент рыночного механизма.
Рынок предполагает сложное взаимодействие многих физических и юридических
лиц, наличие многочисленных противоречий между хозяйствующими субъектами. Одним
из наиболее существенных средств разрешения этих противоречий является
конкуренция
.
Конкуренция
— это соперничество между участниками рынка за лучшие условия
производства и реализации продукции
. Можно сказать: нет конкуренции — нет и рынка,
нет его управляемости.
Являясь непременным условием существования рынка и реализации его функций,
конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным
рычагом регулирования экономики.
Внутриотраслевая
конкуренция
— это соперничество между предпринимателями,
занятыми производством и реализацией одинаковой
или
взаимозаменяемой продукции.
Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под
солнцем», т. е. склонить покупателя к приобретению продукта именно данной фирмы. Для
этого
нужно продавать товары по более низким ценам
. А чтобы снижение цен не на-
носило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции.
Важнейшим средством достижения этого является совершенствование техники и
технологии производства, его организации, квалификации работников. Следовательно,
внутриотраслевая конкуренция с неизбежностью втягивает предпринимателей в борьбу за
технический прогресс, незамедлительное использование всех достижений науки и тех-
ники, совершенствование всех условий производства.
Здесь действует и стимул к экономии на материальных оборотных средствах:
оказывается экономически необходимым искать и использовать более дешевые сырье и
материалы, применять материалосберегающие и энергосберегающие технологии.
Не менее важным и действенным средством внутриотраслевой конкуренции
является
качество продукции
и другие аспекты неценовой конкуренции. Если завоеван
авторитет качества продукции какой-либо фирмы, то ей обеспечен сбыт продукции, даже
если она продается дороже. Хорошо известно, что именно благодаря высокому качеству
продукция ряда ведущих фирм завоевала рынок автомобилей, электронной техники, фото-
и киноматериалов практически во всех странах мира. При этом не требуется специальных
административных признаний качества продукции, никаких «знаков качества», которые
безрезультатно применялись в Советском Союзе. Все гораздо лучше делает конкуренция.
Другой вид конкуренции —
межотраслевая
конкуренция,
т. е. соперничество
между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие
различные виды продукции. И здесь есть свой положительный эффект. Каждый предпри-
ниматель скрупулезно оценивает результаты своей деятельности. Самый главный
критерий такой оценки — это норма прибыли, позволяющая сопоставлять результаты с
затратами.
Норма прибыли в рамках различных отраслей по многим причинам оказывается
неодинаковой. Например, в США в 1992 г. норма прибыли в деревообрабатывающей и
пищевой промышленности составила 15%; в металлообрабатывающей - 10,2%; в
текстильной - 12,4%; в электротехнической - 8,5%. В то же время ряд отраслей