дефицит Q
Рис.1. Рыночное равновесие спроса и предложения
По отдельности ни одна кривая не отражает действительную цену на товар. Только
пересечение обеих кривых даст реальную ситуацию, сложившуюся в данный момент на
рынке, а именно: товаров было куплено ровно столько, сколько производителям при
сложившейся цене было выгодно предложить. Эта ситуация в экономической науке
называется ситуацией
рыночного равновесия,
а точка равновесия (на рис.1 – точка Е) есть
не что иное, как реальная
рыночная цена
товара; в ней величина спроса (D) равна
величине предложения (S).
Если цена установится ниже цены равновесия, претендовать на покупку товара
будет очень много покупателей. Возникает избыточный спрос и соответствующая ему
ситуация
дефицита.
Она «подскажет» конкурирующим друг с другом покупателям, что
им следует платить более высокую цену, если они не хотят остаться без продукции.
Растущая цена будет побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу
производства данного товара.
Если же цена установится выше цены равновесия, возникнет ситуация
затоваривания рынка, т.к. на покупку товара по высоким ценам будут способны только
самые состоятельные потребители. Избыточное предложение будет побуждать
конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних
запасов. Снижающиеся цены подскажут фирмам необходимость сокращения ресурсов,
затрачиваемых на производство данного товара, и привлекут на рынок дополнительных
покупателей.
Таким образом, автоматически следующее за изменением цен соотношение спроса и
предложения координирует независимые действия хозяйствующих субъектов рынка.
В состоянии равновесия рынок является
сбалансированным
. Это означает, что и
покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая другая
цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на
рынке.
Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:
•
спрос на товар возрастает – его кривая сдвигается вправо;
•
спрос на товар уменьшается – его кривая сдвигается влево;
•
возрастает предложение на товар – его кривая двигается вправо;
•
предложение на товар уменьшается – его кривая двигается влево.
Можно выявить влияние уменьшения или увеличения спроса и предложения на
равновесную цену и равновесное количество товаров. Исходя из этого, сформулируем четыре
правила взаимодействия спроса и предложения,
пользуясь которыми можно найти равновесную
точку при любых изменениях спроса и предложения:
1. Увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равновесного количества товаров;
2. Уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества
товаров;
3. Увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение
равновесного количества товаров;
4. Сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение
равновесного количества товаров.
На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается
именно по этой схеме. Равновесие – закон каждого конкурентного рынка, благодаря чему
поддерживается равновесие экономической системы в целом.
Важно подчеркнуть, что
цена равновесия устанавливается в конкретных условиях рынка
.
Однако соблюсти все условия конкуренции невозможно. Механизм рыночного равновесия цен – это
механизмприближения к совершенству, которое полностьюникогда не достигается.